Снятие, разъединение и установка двигателя
Снятие
Не следует забывать, что топливо является в высшей мере огнеопасной жидкостью! При работе с компонентами системы питания соблюдайте все принятые меры пожарной безопасности. Не курите, не приближайтесь к месту проведения работ с открытым огнем или незащищенной абажуром переноской. Не производите обслуживание системы в помещении, оборудованном работающими на природном газе и оснащенными контрольным факелом отопительными приборами (такими как водогреи и сушилки для одежды). Не забывайте, что топливо относится к числу канцерогенных веществ, способствующих развитию рака. Старайтесь не допускать попадания топлива на открытые участки тела, — пользуйтесь защитными резиновыми перчатками, при случайном непредвиденным контакте тщательно промывайте руки теплой водой с мылом. Без промедления собирайте пролитое топливо и не складывайте пропитанную ГСМ ветошь вблизи источников открытого огня. Помните, что система питания оборудованных впрыском топлива моделей постоянно находится под давлением. Прежде чем приступать к отсоединению топливных линий, сбросьте остаточное давление в системе (подробнее см. Главу Системы питания и выпуска). При обслуживании компонентов системы питания надевайте защитные очки. Постоянно держите под рукой огнетушитель класса В!
Тракт системы кондиционирования воздуха также постоянно находится под давлением, а потому перед рассоединением рефрижераторных линий необходимо произвести разрядку системы в условиях специализированной мастерской.
В стандартную комплектацию всех современных автомобилей входит система SRS, основными компонентами которой являются подушки безопасности. Прежде чем приступать к выполнению каких-либо работ вблизи расположения датчиков направленных перегрузок SRS, в районе рулевой колонки либо панели приборов, в обязательном порядке отключайте систему во избежание случайного срабатывания подушек безопасности, чреватого получением серьезных травм.
Составители настоящего Руководства рекомендуют производить снятие двигателя в сборе с трансмиссией. Сборка агрегата опускается вниз и извлекается из-под автомобиля, ввиду чего следует позаботиться о способах надежной фиксации транспортного средства в поднятом положении.
1. Загоните автомобиль на ровную горизонтальную площадку с достаточно твердым покрытием. Снимите капот (см. Главу Кузов). Приведите передние колеса в прямолинейное положение, извлеките ключ из замка зажигания и заблокируйте рулевую колонку.
2. На дизельных моделях 1.7 л снимите блок управления отопителем с левой стороны опорного поддона аккумуляторной батареи. Снимите батарею с поддоном (см. Главу Электрооборудование двигателя).
3. Подоприте задние колеса противооткатными башмаками, прочно взведите стояночный тормоз. Ослабьте болты крепления передних колес. Поддомкратьте передок автомобиля и установите его на подпорки. Снимите передние колеса. При соответствующей комплектации снимите защиту картера.
4. Если двигатель снимается с целью выполнения капитального ремонта, слейте из него масло и снимите масляный фильтр (см. Главу Текущее обслуживание).
5. Выполните следующие процедуры (см. Главу Системы питания и выпуска):
- Снимите воздухоочиститель в сборе с воздуховодами;
- Снимите приемную трубу и среднюю часть системы выпуска отработавших газов;
- Отсоедините линии системы питания;
- На дизельных моделях 1.7 л DOHC отсоедините топливные линии от ТНВД, — на прочих дизельных моделях отсоедините линии подачи и возврата топлива от топливного фильтра;
- Отсоедините и отведите в сторону тросы газа и (при соответствующей комплектации) трос темпостата,- постарайтесь запомнить маршруты прокладки тросов;
- Отсоедините вакуумный шланг сервопривода тормозного усилителя, — постарайтесь запомнить маршрут прокладки троса;
- На дизельных моделях отпустите крепежные хомуты, отсоедините и отведите в сторону воздушные рукава, соединяющие турбокомпрессор с интеркулером и интеркулер с впускным трубопроводом;
- Отсоедините шланг от вакуумного насоса и клапана EGR, — отведите шланг в сторону;
- На бензиновых моделях отсоедините шланг клапана вентиляции топливного бака от корпуса дросселя.
6. На бензиновых моделях снимите передний бампер (см. Главу Кузов).
7. На дизельных моделях 1.7 л SOHC отпустите крепежные и отсоедините от патрубков шланги маслоохладителя, проложенные между блоком цилиндров и радиатором.
8. Действуя в соответствии указаниями, приведенными в Главе Системы охлаждения, отопления выполните следующие действия:
- Опорожните систему охлаждения;
- Ослабьте хомуты и снимите верхний и нижний шланги системы охлаждения с радиатора. Отсоедините от двигателя все шланги охладительного тракта;
- На задней перегородке двигательного отсека отсоедините шланги охладительного тракта от теплообменника отопителя: сжав хомут, сдвиньте вперед кольцо и высвободите шланг из штуцерного разъема, — обратите внимание, что в верхних шланговых соединениях используются черные кольца.
- На оборудованных системой кондиционирования воздуха моделях отсоедините от двигателя и отведите в сторону линии рефрижераторного тракта;
- Продев подходящие болты или стержни в отверстия опорных кронштейнов, зафиксируйте на своем месте радиатор/ конденсатор системы К/В.
9. Произведите отсоединение электропроводки:
1. Поверните стопорное кольцо и рассоедините большой многоконтактный разъем проводки двигателя в передней части монтажного блока реле в двигательном отсеке.
2. Разъемы всех прочих подведенных к главной косе электропроводки жгутов двигательного отсека.
1. Поверните стопорное кольцо и рассоедините большой многоконтактный разъем проводки двигателя в передней части монтажного блока реле в двигательном отсеке.
2. Выверните болты и отсоедините петлю от клеммного наконечника плюсового провода батареи и две петли от наконечника отрицательного провода.
3. Откройте крышку расположенного в левом заднем углу двигательного отсека монтажного блока и извлеките реле зеленого цвета и предохранитель со своими колодками.
4. На двигателях 1.7 л DOHC поднимите рычаг и отсоедините от установленного над впускным трубопроводом блока управления двигателем (ECM) крайний задний разъем.
5. Высвободите жгуты электропроводки из всех промежуточных фиксаторов и разместите их сверху над двигателем.
6. На двигателях 1.7 л SOHC отсоедините электропроводку от следующих компонентов:
- Клапан EGR;
- Датчик температуры охлаждающей жидкости (ECT);
- Электронный модуль управления (ECM), — выньте запорный элемент;
- Свечи накаливания;
- Датчик положения коленчатого вала (CKP);
- Датчик температуры масла;
- Датчик-выключатель огней заднего хода.
7. Наконец, выверните три болта крепления электропроводки к задней части крышки газораспределительного механизма и отведите проводку от двигателя, также высвободите проводку из фиксаторов на передней части блока цилиндров, — отведите все жгуты в сторону от двигателя.
10. Слейте трансмиссионное масло/ATF.
11. На моделях с РКПП пережмите струбциной сразу за штуцерным разъемом гидравлический шланг привода тракта сцепления (см. Главу Сцепление и приводные валы). Аккуратно отверткой поддев стопорную скобу разъема, отсоедините шланг от купола сцепления.
12. Отсоедините от трансмиссии тяги переключения передач/ трос селектора (см. Главу Ручная коробка передач или Автоматическая трансмиссия).
13. На моделях с АТ отсоедините от трансмиссии электропроводку и шланги тракта охлаждения ATF.
14. Присоедините такелаж к подъемным проушинам и вывесьте силовой агрегат.
15. Снимите оба приводных вала (см. Главу Сцепление и приводные валы).
16. Снимите передний подрамник (см. Главу Подвеска и рулевое управление).
17. Еще раз удостоверьтесь, что все коммуникационные линии и ничто не мешает извлечению силового агрегата из двигательного отсека.
18. Пометьте установочные положения компонентов опор подвески силового агрегата и адаптерной пластины трансмиссии. Выверните три болта крепления правой опоры двигателя к кронштейну на блоке цилиндров, также отдайте три болта крепления опоры к кузовному элементу. Выверните три болта крепления левой опоры к адаптерной пластине трансмиссии. На моделях, оборудованных системой кондиционирования воздуха, отсоедините электропроводку, отдайте крепеж, снимите и подвяжите компрессор К/В к панели передка. В случае необходимости высвободите шланги рефрижераторного тракта из фиксаторов позади правой опоры подвески силового агрегата.
Ни в коем случае не вскрывайте рефрижераторный тракт!
19. Заведите под двигатель тележечный домкрат. Опустите силовой агрегат, следя за тем, чтобы не передавить шланги или электропроводку и не повредить радиатор/ вентилятор. В случае необходимости обратитесь к помощи ассистента, — возможно, агрегат придется слегка наклонить, для вывода его из проема двигательного отсека. Закрепите агрегат на домкрате.
20. Отсоедините подъемный такелаж и выкатите из-под автомобиля домкрат с закрепленным на нем силовым агрегатом.
Отделение двигателя от трансмиссии
Модели с РКПП
1. Сняв силовой агрегат, уложите его на деревянные бруски на верстаке или на чистом полу в гараже.
2. На моделях со штампованными стальными поддонами, выверните крепежные болты и снимите с картера трансмиссии крышку маховика.
4. Удостоверьтесь в том, что вес силового агрегата равномерно распределен на подпорках. Выверните болты крепления трансмиссии к двигателю, — постарайтесь запомнить порядок установки всех болтов и фиксируемых ими кронштейнов.
5. Аккуратно отделите трансмиссию от двигателя, не допуская повисанием коробки первичным валом на сцеплении.
6. Снимите свободно посаженные направляющие втулки и уберите их в надежное место.
Модели с АТ
1. Сняв силовой агрегат, уложите его на деревянные бруски на верстаке или на чистом полу в гараже.
3. С целью обеспечения доступа к болтам крепления гидротрансформатора высвободите из фланца поддона резиновую крышку (крышки). Выверните болт, к которому есть доступ, затем, проворачивая за болт шкива коленчатый вал, поочередно отверните все остальные болты крепления гидротрансформатора к приводному диску (на двигателях 1.4, 1.6 и 1.8 л используется три крепежных болта, на двигателях 2.0 л — шесть).
При сборке болты подлежат замене в обязательном порядке.
4. Чтобы гидротрансформатор не выпал при отделении трансмиссии, протолкните его по валу вглубь картера.
5. Далее действуйте в порядке, изложенном выше (см. Модели с РКПП).
Соединение двигателя с трансмиссией
Все модели
Действуйте в порядке, обратном порядку разъединения силового агрегата.
Установка
1. Сориентировав правильным образом, заведите силовой агрегат под двигательный отсек автомобиля. Подсоедините такелаж к подъемным проушинам двигателя. Заведите блок в двигательный отсек и расположите его таким образом, чтобы появилась возможность установки опор подвески силового агрегата. Установите опоры и пока несильно затяните крепеж.
2. Для усадки на опорах, подвигайте агрегат в разные стороны.
3. Опустите агрегат и затяните крепеж опор его подвески с требуемым усилием. Отсоедините подъемный такелаж и выведите из-под автомобиля тележечный домкрат.
4. Дальнейшая установка выполняется в порядке, обратном порядку демонтажа. Обратите внимание на следующие моменты:
- Весь крепеж затягивайте с требуемым усилием (см. Спецификации к соответствующим Главам Руководства);
- Проследите за правильностью прокладки жгутов электропроводки и надежностью крепления их контактных разъемов. Удостоверьтесь, что проводка проложена на достаточном удалении от источников тепла;
- Восстановите первоначальное подсоединение всех шлангов и трубок, — проследите за надежностью затягивания крепежных хомутов;
- На моделях с РКПП, проверьте регулировку привода переключения передач, в случае необходимости произведите соответствующую корректировку (см. Главу Ручная коробка передач);
- Заправьте систему охлаждения (см. Главу Системы охлаждения, отопления);
- Залейте в трансмиссию свежее масло (РКПП) или ATF (АТ)/ произведите корректировку уровня рабочей жидкости (см. Главу Текущее обслуживание);
- Произведите регулировку тросов газа (см. Главу Системы питания и выпуска) и (при соответствующей комплектации) темпостата;
- После первого запуска двигателя внимательно осмотрите всю поверхность силового агрегата и переборки двигательного отсека на наличие признаков развития утечек рабочих жидкостей.
Если выполнялся капитальный ремонт двигателя, то прежде, чем производить его запуск — см. Пробный запуск и обкатка двигателя после капитального ремонта.
Астра джи замена двигателя
Завод-изготовитель рекомендует вынимать силовой агрегат (двигатель со сцеплением и коробкой передач) вниз. Для этого необходим подъемник, чтобы повыше поднять переднюю часть автомобиля. В гаражных условиях при отсутствии подъемника потребуется домкрат, а также прочные и достаточно высокие опоры, чтобы установить на них приподнятую переднюю часть автомобиля, это даст возможность извлечь из-под него двигатель, опущенный на пол гаража.
Двигатель очень тяжелый, поэтому рекомендуем снимать его с помощником и использовать специальное оборудование (подъемник, тельфер и т.п.).
При снятии и установке силового агрегата в сборе, имеющего большую массу, применяйте только полностью исправные грузоподъемные механизмы, рассчитанные на соответствующую нагрузку, и особенно тщательно контролируйте правильность и надежность присоединения к транспортным проушинам двигателя тросов, траверс и т.п.
Вам потребуются: ключи «на 10», «на 13», «на 18», торцовые головки «на 10», «на 13», «на 15», TORX E10, E14, E18, удлинитель, вороток, ключ TORX T30, отвертки с плоским и крестообразным лезвием, пассатижи с раздвижным захватом.
6. Слейте жидкость из системы охлаждения (см. Замена охлаждающей жидкости).
7. Нажмите на фиксатор…
8. …и отсоедините колодку жгута проводов от электрогидравлического клапана распределительного вала выпускных клапанов.
9. Аналогичным способом отсоедините колодку жгута проводов от электрогидравлического клапана распределительного вала впускных клапанов.
10. Нажмите на фиксатор…
11. …и отсоедините колодку жгута проводов от датчика температуры охлаждающей жидкости.
12. Отверните гайку крепления кронштейна жгута проводов моторного отсека…
13. …снимите кронштейн со шпильки и отведите жгут проводов в сторону.
14. Отсоедините колодку жгута проводов от датчика положения распределительного вала впускных клапанов.
15. Аналогично отсоедините колодку жгута проводов от датчика положения распределительного вала выпускных клапанов.
16. Отсоедините колодки жгутов проводов от топливных форсунок.
17. Выверните болт крепления наконечника провода «минус» к головке блока цилиндров и отведите наконечник в сторону.
18. Нажмите на фиксатор и отсоедините колодку жгута проводов от датчика температуры охлаждающей жидкости.
19. Отсоедините колодку жгута проводов от датчика детонации.
20. Ослабьте хомут крепления шланга отвода охлаждающей жидкости от патрубка, сжав пассатижами его отогнутые усики. Сдвиньте хомут по шлангу…
21. …и отсоедините шланг от патрубка.
22. Аналогично ослабьте хомут крепления шланга к патрубку термостата…
23. …и отсоедините шланг от патрубка.
24. Нажмите на фиксатор и отсоедините от патрубка впускной трубы вакуумный шланг.
26. Ослабьте хомут крепления шланга отвода охлаждающей жидкости от патрубка, сжав пассатижами его отогнутые усики. Сдвиньте хомут по шлангу…
27. …и отсоедините шланг.
28. Выверните два болта крепления водораспределительной трубы к водяному насосу…
29. …болт крепления водораспределительной трубы к блоку цилиндров…
30. …два винта крепления водораспределительной трубы к модулю термостата…
Один из винтов крепления трубы к модулю термостата на фотографии не виден, так как закрыт трубой.
31. …и снимите водораспределительную трубу.
Фланцы водораспределительной трубы уплотнены резиновым кольцом. Заменяйте кольцо при каждой разборке соединения.
32. Сдвиньте термоэкран по жгуту проводов…
33. …отведите фиксатор колодки жгута проводов в сторону…
34. …и отсоедините колодку жгута проводов от датчика давления масла.
35. Отсоедините от кронштейнов двигателя пластмассовые держатели моторного жгута проводов, перекусив их пассатижами.
36. Выньте из моторного отсека жгут проводов.
37. Сожмите отогнутые ушки хомута крепления отводящего шланга радиатора к патрубку водяного насоса, сдвиньте хомут по шлангу…
38. …и снимите шланг с патрубка.
39. Сожмите фиксатор наконечника паропровода…
40. …и отсоедините наконечник от штуцера клапана продувки адсорбера.
41. Отожмите фиксатор колодки жгута проводов…
42. …и отсоедините колодку от разъема электромагнитной муфты компрессора кондиционера.
43. Снимите ремень привода вспомогательных агрегатов (см. Замена ремня привода вспомогательных агрегатов).
44. Выверните три болта крепления компрессора кондиционера, отведите компрессор в сторону, не отсоединяя от него шланги, и закрепите компрессор проволокой, не допуская скручивания или натяжения шлангов.
45. Отверните гайку крепления наконечника силового провода и отсоедините провод от вывода генератора.
46. Сожмите фиксатор колодки жгута проводов регулятора напряжения…
47. …и отсоедините колодку от регулятора.
48. Отверните гайку крепления силового провода…
49. …и снимите провод с контактного болта тягового реле.
50. Отверните гайку крепления управляющего провода тягового реле
51. Снимите управляющий провод с контактного болта тягового реле и отведите снятые провода в сторону.
52. Отверните гайку крепления «массового» провода.
53. Снимите «массовый» провод с нижней шпильки крепления стартера и отведите его в сторону.
54. Подденьте отверткой…
55. …и снимите наконечник троса переключения передач с оси рычага механизма переключения передач.
56. Аналогично снимите наконечник троса выбора передач
57. Извлеките наконечники оболочек тросов из прорези кронштейна на корпусе коробки передач (см.Замена тросов управления коробкой передач).
58. Извлеките держатель жгута проводов из отверстия на кронштейне коробки передач.
59. Сожмите фиксатор…
60. …и извлеките колодку жгута проводов из разъема выключателя света заднего хода.
61. Подденьте отверткой…
62. …выдвиньте фиксатор из переходника трубопровода привода выключения сцепления…
63. …и извлеките наконечник шланга из переходника.
64. Снимите приемную трубу системы выпуска отработавших газов (см. Замена приемной трубы).
65. Застропите двигатель за специальные проушины и натяните строп (например, краном, тельфером или другим подъемным механизмом).
Проследите за надежностью крепления стропа в монтажных проушинах.
68. Подставьте под силовой агрегат надежные опоры (лучше всего использовать подкатную тележку грузоподъемностью не менее 300 кг).
69. Опустите переднюю часть автомобиля таким образом, чтобы силовой агрегат опирался на опору или тележку.
70. Проверьте, все ли провода, прикрепленные к кузову, отсоединены от силового агрегата. Проверьте, не мешают ли шланги, трубки и узлы кузова извлечению силового агрегата вниз.
71. Снимите правую опору подвески силового агрегата (см. Замена правой опоры подвески силового агрегата).
72. Выверните три болта крепления левой опоры подвески силового агрегата к кронштейну коробки передач.
73. Вывесите переднюю часть автомобиля (поднимите автомобиль на подъемнике) на высоту, достаточную для извлечения из-под автомобиля силового агрегата, и установите под кузов надежные опоры.
74. Извлеките силовой агрегат из-под автомобиля.
75. Установите силовой агрегат, а также все снятые узлы и детали в последовательности, обратной снятию, с учетом следующего:
- перед установкой силового агрегата очистите метчиком от ржавчины резьбовые отверстия крепления его опор;
- при подключении проводов и трубопроводов тщательно следите за правильностью их расположения в моторном отсеке, не допуская соприкосновения с нагревающимися и движущимися элементами силового агрегата.
После установки двигателя выполните следующее.
2. Залейте охлаждающую жидкость (см. Замена охлаждающей жидкости).
3. Удалите воздух из гидропривода выключения сцепления (см. Прокачка гидропривода выключения сцепления).
4. Пустите двигатель и проверьте, нет ли утечек топлива, масла и охлаждающей жидкости. Проверьте давление масла. Послушайте двигатель: он должен работать ровно, без посторонних шумов и стуков.