- Незамерзающие жидкости для системы отопления: виды, назначение, особенности использования
- Виды и особенности
- Критерии выбора
- Какой объём нужно заливать?
- Рейтинг теплоносителей
- На основе пропиленгликоля
- На основе этиленгликоля
- Вопросы-ответы
- Заключение
- Видео-советы по выбору для системы отопления в частном доме
- Как выбрать антифриз. Какой антифриз лучше заливать
- Для чего нужен и как работает антифриз?
- Почему нельзя выбирать дешевый антифриз?
- Виды антифризов
- Правильная классификация антифризов
- Какой антифриз нужно использовать в моем автомобиле?
- Нужно долить. Как не ошибиться?
- Что будет, если смешать несколько разных антифризов?
- Как правильно поменять антифриз?
Незамерзающие жидкости для системы отопления: виды, назначение, особенности использования
Для заливки котельного двухконтурного оборудования всё чаще используются незамерзающие жидкости, успешно заменяющие собой традиционную заливку отопительных систем водой. Такие теплоносители исключают их замерзание при возникновении аварийной ситуации зимой. Они имеют свои плюсы и минусы, а также особенности применения.
Виды и особенности
Для обогрева загородных домов и дач устраивается автономная система отопления. Она состоит из нагревательного котла, соединённого с радиаторами отопления разветвлённой системой трубопроводов. Заливаемая в них незамерзающая жидкость выполняет роль теплоносителя. После нагревания в котле она поступает по трубам к радиаторам.
Помимо антифриза, выполняющего роль теплоносителя, правила эксплуатации отопительной системы требуют её периодической промывки специальными жидкостями. Их состав содержит различные присадки.
Альтернативным вариантом таким промывочным жидкостям может служить водный раствор каустической соды. Заполняют им систему на 1-1,5 часа. Делают это для растворения содовым раствором скопившейся на внутренних поверхностях элементов отопительной системы накипи.
В продаже можно встретить антифризы с различными характеристиками. В качестве их основы могут использоваться:
Все эти вещества имеют высокую степень агрессивности, поэтому производители добавляют в их состав различные присадки. Основной компонент антифриза определяет его свойства. Самую доступную стоимость имеют незамерзающие жидкости на основе этиленгликоля, но они и наиболее токсичные.
Менее опасны и вредны для организма человека антифризы на основе пропиленгликоля. Экологически безопасны незамерзающие жидкости, изготовленные на основе глицерина.
Антифризы этого вида хорошо защищают систему отопления от коррозии. Особенностью глицериновых незамерзающих жидкостей является то, что при переходе в твёрдое состояние они не увеличиваются в объёме.
Самая низкая температура замерзания и наиболее высокая точка кипения, а также теплопередающая способность у раствора бишофита. Очень часто в системы отопления в качестве теплоносителя используют растворы кальция, натрия и других минеральных солей. Их достоинством считается высокая коррозийная агрессивность.
Критерии выбора
Общим для всех теплоносителей фактором, оказывающим влияние на выбор изделий, является его экологическая безопасность. От качества и вида заливаемого в систему отопления теплоносителя зависят здоровье человека и комфортность в жилище.
В первую очередь выбор жидкости зависит от конструкции системы отопления. Важно из какого материала она выполнена. Важными для выбора теплоносителя факторами являются мощность задействованных в системе отопления насосов и радиаторов, а также на вид обогревательного котла.
Покупая жидкость впервые, лучше обратиться за консультацией к специалистам. Это позволит получить профессиональный совет и избежать выхода из строя отопительной системы загородного дома. По мнению экспертов, в системах отопления загородных домов лучше использовать жидкости с температурой замерзания -20-25°С.
При замерзании вода ощутимо увеличивается в объёме, что при возникновении аварийной ситуации в холодное время года может привести к разрыву труб и радиаторов. Применение антифриза полностью исключает такую вероятность. Важно, чтобы его состав был качественным и надёжным.
У каждой системы отопления есть свои рабочие характеристики. Некоторые из них обязательно учитываются при выборе вида теплоносителя. Среди них минимальная температура окружающего воздуха и максимальная температура теплоносителя при нагреве. Оба эти показатели являются пограничными при переходе жидкости в другое физическое состояние.
После определения рабочих характеристик теплоносителя обязательно обращают внимание на его производителя и стоимость. Для жилых помещений крайне важно заливать в отопительную систему экологически безопасную жидкость. Смертельно опасными для человека могут стать теплоносители с просроченными сроками службы.
Важный критерий выбора жидкости – её химический состав и вид добавленных в неё присадок. Последние оказывают непосредственное внимание на возможный срок использования теплоносителя в системе. Дольше всего можно работать на органических антифризах.
Какой объём нужно заливать?
Количество заливающейся в отопительную систему жидкости зависит от различных факторов. Основными из них являются:
- объём обогревательного котла;
- тип отопительной системы;
- качество материалов изготовления труб и радиаторов;
- площадь отапливаемого помещения.
Расчёт объёма жидкости для заливки системы проводят исходя из рекомендации производителей. В техническом паспорте котлов содержится информация о том, какой теплоноситель можно использовать и в каком объёме.
Рейтинг теплоносителей
Заливаемая в систему отопления жидкость должна соответствовать ряду обязательных требований. В их число входят:
- высокая степень теплоёмкости (жидкость должна максимально аккумулировать в себе и переносить с минимальными потерями тепловую энергию);
- щадящий стабильный состав (жидкость не должна вызывать коррозию внутренних поверхностей отопительного оборудования и содержать в своём составе способные образовывать накипь минеральные соли);
- широкий диапазон рабочих температур (теплоноситель должен иметь большую «вилку» между температурами закипания и замерзания).
На основе пропиленгликоля
Антифризы этой группы рекомендуется использовать в отопительных системах пищевых производств, детских и медицинских учреждений. Они универсальны в применении, имеют отличные физико-химические свойства и обладают экологической безопасностью. Наиболее популярный теплоноситель этого вида – «Тёплый дом ЭКО30».
Жидкость содержит в своём составе присадки, обеспечивающие защиту внутренних поверхностей элементов отопительной системы от коррозии и предотвращающие образование накипи. Перед заливкой в систему жидкость разбавляется дистиллированной водой.
Неправильное разведение антифриза другими жидкостями может привести к разложению в ней присадок. Основное предназначение теплоносителя – заливка в отопительные системы с оцинкованными трубами. Жидкость не образует пены.
Характеристики:
- диапазон рабочих температур – от -30 до +106°С;
- срок эксплуатации – до 5 лет;
Достоинства:
- абсолютная безопасность для людей и животных;
- взрыво- и пожаробезопасность.
Недостатки:
- нельзя использовать в системах отопления с электродными котлами;
- можно применять только для одной рабочей температуры.
На основе этиленгликоля
Антифризы этой группы имеют ограничения по применению. Используют его в системах отопления зданий, изолированных от жизнедеятельности человека. Наиболее популярный теплоноситель этого вида – «DIXIS-65». Антифриз способен снижать интенсивность коррозии внутренних поверхностей элементов системы отопления, не образует пены.
Он одинаково хорошо совместим с различными металлами и полимерами. Из-за низкой температуры замерзания рекомендуется к применению в районах с суровыми зимами. При заливке антифриза в отопительную систему его можно разбавить водой, но её количество не должно превышать 30% от общего объёма жидкости.
Характеристики:
- диапазон рабочих температур – от -65 до +111°С;
- срок эксплуатации – до 5 лет;
Достоинства:
- высокое качество;
- длительный срок эксплуатации.
Главный недостаток:
- не рекомендуется использовать в
отопительных системах, обогревающих
жилые помещения.
Вопросы-ответы
Не рекомендуется использовать антифризы в открытых отопительных системах естественной циркуляцией.
Если дом постоянно отапливается и нет угрозы аварийной остановки обогрева, то систему можно заполнить дистиллированной водой. В иных случаях заливается только незамерзающая жидкость. При её выпоре руководствуются диапазоном рабочих температур жидкости и техническими характеристиками отопительной системы.
Без проверки совместимости смешивать теплоносители категорически не рекомендуется. Неудачный состав может разрушить отопительную систему и вывести из строя обогревательный котёл.
Перед заливкой в отопительную систему антифриз разбавляют дистиллированной водой. Такая жидкость очищена от посторонних примесей и обессолена. Во всех остальных случаях на внутренних стенках элементов отопительной системы будет образовываться накипь. Её количество зависит от показателя жёсткости воды.
Заключение
Использование антифризов в отопительных системах позволяет избежать их разрыва в случае отключения обогрева зимой. Жидкости отличаются своими свойствами и техническими характеристиками.
Видео-советы по выбору для системы отопления в частном доме
Как выбрать антифриз. Какой антифриз лучше заливать
Антифриз, охлаждающая жидкость, тосол — варианты названий жидкости для заполнения системы охлаждения двигателя. Расшифровки:
- Слово «антифриз» просто является транслитерацией от английского antifreeze — незамерзающий.
- «Тосол» — первая отечественная охлаждающая жидкость общего применения, название расшифровывается как «Технология Органического Синтеза».
- Термин «охлаждающая жидкость» наиболее точно отображает суть для обозначения подобных составов.
- По-немецки охлаждающая жидкость называется Kuhlerfrostschutz и расшифровывается как защита радиатора от замерзания.
Для чего нужен и как работает антифриз?
Функционал современных автомобильных антифризов:
- Отвод тепла от двух ключевых компонентов: двигателя и автоматической коробки передач.
- Отопление салона в холодное время года, создание комфортного микроклимата.
- Обеспечение антикоррозионной защиты системы охлаждения.
Важно знать! Функция антикоррозионной защиты системы охлаждения является одной из определяющих для антифриза, поэтому влияет на конечную стоимость.
Отведение тепла и обогрев производятся за счет передачи тепла твердому телу: радиатору или рубашке охлаждения двигателя. Процесс исследован и описывается математической формулой.
Антикоррозионная защита организуется по следующему принципу. Конструкция системы охлаждения состоит из большого количества элементов, которые изготовлены из разных материалов: сталь, чугун, алюминий, медные и свинцовые сплавы, резина и другие эластомерные компоненты. Каждый из перечисленных пунктов нуждается в отдельном виде защиты, причем на длительное время. Для этого разработчиками был использован низкозамерзающий компонент — моноэтиленгликоль, который является для автомобильных антифризов основным. В зависимости от пропорций в составе он обеспечивает необходимые низкотемпературные свойства.
Различия между антифризами базируются на использовании разных пакетов антикоррозионных присадок. Последние отличаются между собой:
- принципами антикоррозионной защиты;
- совместимостью с материалами;
- сроками службы.
Поэтому каждый антифриз ориентирован под определенные марки автомобилей и отдельные условия эксплуатации. Разница в присадках напрямую влияет на совместимость.
Почему нельзя выбирать дешевый антифриз?
Подавляющее большинство антифризов хорошо справляется с основной функцией отвода тепла от двигателя и автоматической коробки передач. Так почему же не выбрать самый дешевый антифриз?
Как уже упоминалось выше, одной из базовых функций антифриза является антикоррозионная защита системы охлаждения. За это отвечают специальные дорогостоящие пакеты присадок. По этой причине именно качество и количество присадок напрямую влияет на конечную стоимость антифриза.
Крайне внимательно подходите к выбору марки антифриза. Помимо нужной спецификации обращайте внимание на цену. Это тот случай, когда не стоит экономить лишние несколько сотен рублей, выбирая наиболее дешевый продукт на полке. Лучше выбирайте антифриз только известных вам брендов, которым доверяете.
Антифризы Liqui Moly делаются на основе высококачественных пакетов антикоррозионных присадок и выпускаются в виде концентратов или готовых к использованию жидкостей. Подобрать рекомендованный производителем вид антифриза можно здесь.
Виды антифризов
Антифризы можно разделять по нескольким критериям. Сами потребители чаще всего их различают по цветам. Отличаются пакетами антикоррозионных присадок и индивидуальны практически под каждого автопроизводителя, имеют региональные особенности и различный цвет.
В США распространены антифризы с фосфатными присадками, а в Европе такой формат не используется. В Японии применяют гибридные антифризы, содержащие фосфаты и карбоновые кислоты, то есть нечто среднее между США и Европой.
Формула каждого антифриза разрабатывается и испытывается годами с учетом материалов, используемых в конкретной системе охлаждения, поскольку у каждого автопроизводителя свои поставщики комплектующих. Даже сорта резины могут отличаться, не говоря уже о составе металла, из которого изготавливаются двигатели и радиаторы. Антифриз должен быть окрашен как и любая техническая жидкость, но выбор цвета ничего не говорит о качественных показателях. Один и тот же антифриз может быть любого цвета по прихоти производителя.
Важно! Выбор антифриза по цвету – заблуждение покупателя, которое может привести к серьезным негативным последствиям.
Правильная классификация антифризов
Широкий ассортимент комбинаций и цветов антифриза с легкостью вводит автомобилиста в заблуждение. Но на деле, систематизация возможна и имеет под собой основание. В зависимости от пакета присадок антифризы для легковых автомобилей делятся на группы и подгруппы.
Неорганические (гибридные первого поколения) антифризы. Часто называемые силикатными из-за содержания силикатов. Могут быть зеленого, сине-зеленого или желтого цвета. Зеленые и сине-зеленые — одни из первых, появившихся на свет и прошедших весь процесс эволюции. Силикатные антифризы можно условно разделить на 2 подгруппы:
- Североамериканские. Присутствуют фосфаты. Есть отдельная подгруппа антифризов, называемых Low Silicate Formula. Они имеют пониженное содержание силикатов.
- Европейские. Использование фосфатов запрещено. Отсутствует содержание аминов и некоторых из видов нитритов.
За последний десяток лет у большинства антифризов, произведенных в Европе, содержание силикатов снизилось, поэтому они идут как аналог американских Low Silicate Formula.
На этикетке антифризов силикатного типа присутствует маркировка G11 или G48.
В ассортименте Liqui Moly GmbH такой антифриз называется Kuhlerfrostschutz KFS 11.
G12, G12+ и G30 (VW), G33 (PSA) и G34 (GM) окрашиваются в оранжевый, красный или розовый цвет. По составу практически идентичны, а также схожи с антифризами Texaco Havoline Extended Life, DexCool и Shell ELC. Главной особенностью является содержание преимущественно двух и более типов карбоксилатных кислот, но не включают силикатов, фосфатов, боратов, нитратов, аминов и нитритов. В ассортименте Liqui Moly GmbH антифризу G12+ соответствует Kuhlerfrostschutz KFS 12+, а G33 соответствует Kuhlerfrostschutz KFS 33.
Лобридные (G40). Используется один тип карбоксилатных кислот (тот же, что и в Honda Type 2 или Toyota LFC) и небольшое количество силикатов. Согласно описанию не содержит фосфатов. На деле они присутствуют в незначительном количестве. Цвета антифриза разные: желтый, зеленый или оранжевый. Этому классу антифризов соответствует Liqui Moly Kuhlerfrostschutz KFS 12++. Здесь много нюансов: какой используется автопроизводитель, модель автомобиля и даже заливка (конвейер или сервис).
Все три группы содержат также некоторые другие ингибиторы коррозии и присадки.
Какой антифриз нужно использовать в моем автомобиле?
Еще раз! Не выбирайте антифриз только по цвету! Очень велика возможность ошибки!
Правильно использовать продукт, который заливался при производстве автомобиля. Класс антифриза вносится в инструкцию по эксплуатации и попадает в программы подбора. Поэтому не стоит обращать внимание на цвет антифриза. Например, один и тот же продукт итальянской компании Fraber может быть окрашен в синий, зеленый, красный или желтый цвет.
Рекомендуется выбирать антифриз исключительно в соответствии с требованиями автопроизводителя!
Нужно долить. Как не ошибиться?
Если вы не знаете или не помните, какой антифриз залит в машине (например, предыдущим автовладельцем), мы советуем: полностью заменить содержимое системы охлаждения с промывкой на рекомендованный автопроизводителем сорт антифриза, записать или запомнить его сорт и далее по мере необходимости доливать уже только его. При доливке малого количества антифриза можно использовать дистиллированную воду.
Если требуется незначительная доливка, а подходящего антифриза в наличии нет, то доливается дистиллированная вода. Она компенсирует потерю объема жидкости от испарения.
Что будет, если смешать несколько разных антифризов?
Большинство автовладельцев не знают о различии антифризов и ориентируются на цвет. Красный к красному, зеленый к зеленому и так далее. Это недопустимо. Важно понимать, что цвет антифриза определяется красителем, то есть чернилами, которые добавляются при производстве, поэтому цвет не несет информации о рабочих качествах и свойствах.
При смешивании антифризов различных производителей, даже одного цвета, возможны негативные реакции, и одно из наиболее опасных и дорогостоящих последствий – потеря антикоррозионных свойств. Разные типы присадок реагируют между собой непредсказуемо.
Возможные последствия от смешивания антифризов разных производителей:
- Коррозия системы охлаждения (разъедание каналов, просачивание антифриза в камеры сгорания, течи радиатора).
- Размягчение шлангов и прокладок, утечки по патрубкам.
- Образование осадков и шлама, ухудшение теплоотдачи, перегрев двигателя.
- Забивание радиатора печки – соответственно, печка не греет в салоне автомобиля.
Таблица смешивания антифризов различных стандартов.
Как правильно поменять антифриз?
Не приобретайте дешевые антифризы от неизвестных производителей!
Если вы заметили, что антифриз стал уходить, то в системе у вас, скорее всего, образовалась течь. В этой ситуации мы советуем определить место утечки. Если это не гибкий шланг, а повреждение составляет менее 0,2 сантиметров, то не расстраивайтесь — воспользуйтесь герметиком системы охлаждения. Крайне важно выбрать герметик беспорошковой консистенции, который не забьет каналы и остатки сольются вместе с антифризом. Мы рекомендуем воспользоваться герметиком системы охлаждения Liqui Moly.
Если вы решили заменить антифриз в системе охлаждения, то рекомендуемая последовательность действия следующая:
- Использование очистителя (промывки) системы охлаждения перед тем, как слить антифриз. Эта важный шаг, который позволит очистить контур охлаждения от накипи и уже накопившихся загрязнений.
- Слить антифриз из современного автомобиля — задача для профессионала. Достаточно часто отсутствуют специальные сливные пробки, обычно расположенные на нижнем бачке радиатора и на блоке цилиндров. В этом случае необходимо снять нижний патрубок радиатора и сливать антифриз с него. Важно: любой антифриз ядовит для человека и крайне вреден при попадании в почву или в водоемы. Поэтому необходимо приложить все усилия для сбора и правильной утилизации старого продукта.
- Заливается антифриз непосредственно в радиатор, через пробку, или, при отсутствии пробки на радиаторе, через горловину расширительного бачка.
Европейские инструкции чаще рекомендуют использовать водорастворимые концентраты, но следует помнить, что европейские зимы более мягкие, нежели российские реалии и пропорции должны быть другими. Разбавляя 1:1 европейский концентрат, вы получите защиту от замерзания -36°С, что маловато для России, так как первые кристаллы льда появляются уже при температуре -32°С. Европейские концентраты нужно разводить в увеличенной пропорции. При разведении желательно использовать дистиллированную воду, но допускается использование и чистой водопроводной воды.
Если перед заменой антифриза использовалась промывка, то в системе охлаждения есть остаток промывочной воды. Надо заливать сначала чистый концентрат исходя из полного объема системы. То есть, если в системе всего умещается 10 литров, то залейте 5 литров концентрата, а затем долейте водой до заполнения. Так вы получите правильную концентрацию и температуру застывания.
Не выбирайте антифриз по цвету! Ориентируйтесь на спецификацию производителя. Старайтесь избегать дешевых антифризов. Выбирайте антифризы проверенных производителей, которым вы доверяете. Мы советуем использовать антифризы немецкого производителя Liqui Moly. Продукция великолепно выполняет функции по отводу тепла от двигателя, а также содержит дорогостоящие комплексы антикоррозийных присадок.