Российский рынок новых грузовых автомобилей в 2020 году
19 января 2021 года
Согласно данным аналитического агентства «АВТОСТАТ», в 2020 году объем рынка новых грузовых автомобилей в России составил 74,8 тыс. единиц, что на 7,3% меньше, чем в 2019 году.
Традиционно первенство на этом рынке удерживает российский KAMAZ, на долю которого в 2020 году пришлось 37% от общего объема. В количественном выражении это соответствует 27,8 тыс. штук – на 0,6% больше, чем в 2019 году. Вторую строчку рейтинга по-прежнему занимает другой отечественный бренд – GAZ, показатель которого составил 6,8 тыс. машин (-23,1%). В первую тройку по итогам прошлого года также вошел шведский бренд Scania (4,9 тыс. шт.; -12,4%).
Еще один шведский автопроизводитель – Volvo – на этот раз опустился на четвертую строчку рейтинга (4,5 тыс. шт.; -20,7%), а замкнул пятерку лидеров отечественный Ural (4,1 тыс. шт.; +27,3%).
Стоит отметить, что только два бренда из десятки лидеров по итогам прошедшего года демонстрируют рыночный рост, и самый большой он – у Ural (+27,3%). А вот самое сильное падение здесь эксперты зафиксировали у марки DAF (-34,3%).
В модельной структуре рейтинга лидером, как и в 2019 году, остался KAMAZ 43118, показатель которого составил 6,5 тыс. экземпляров (-4,4%). Следом идут: KAMAZ 5490 (5,6 тыс. шт.; +6,3%), GAZ Gazon Next (5 тыс. шт.; -17,7%), КАМАZ 65115 (4,7 тыс. шт.; -11%), и КАМАZ 6520 (3,2 тыс. шт.; +18,9%). Из иномарок лидирует Volvo FH (3 тыс. шт.; -18,9%), расположившийся на шестой позиции рейтинга.
Отметим также, что в десятке моделей-лидеров по итогам 2020 года шесть оказались «в минусе». Максимальный рост отмечается у KAMAZ 6520 (+18,9%), а наибольший спад – у MAN TGX (-34,8%).
Что касается итогов декабря 2020 года, то в этот период объем рынка новых грузовых автомобилей в России упал на 8,7% и составил 9,4 тыс. штук.
ТОП-10 МАРОК РЫНКА ГРУЗОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ* В РОССИИ В 2020 г. (шт.)
ТОП-10 МОДЕЛЕЙ РЫНКА ГРУЗОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ* В РОССИИ В 2020 г. (шт.)
Примечание: данные по рынку подготовлены на основе регистраций в ГИБДД; сюда не входят автомобили силовых ведомств и дипломатических служб, а также регистрации машин на территории Крыма.
* Транспортное средство полной массой более 3,5 тонны, предназначенное для перевозки грузов, за исключением ряда моделей, относящихся к LCV.
Рынок коммерческих автомобилей: итоги девяти месяцев 2020 года
Как мы уже отмечали в материале по итогам полугодия, слухи об обрушении грузового рынка в нашей стране так и остались слухами: да, спад ощущается, но о кардинальном падении речи не идет. Более того, по прошествии девяти месяцев можно констатировать, что снижение рынка стало более плавным.
К примеру, по данным аналитического агентства Автостат, в сегменте грузовых автомобилей полной массой больше 3,5 тонны оно составило 7,2%. В лидерах — КАМАЗ и ГАЗ.
Но если у челнинского гиганта продажи остались практически на прошлогоднем уровне (даже подросли на 0,6%), то ГАЗ за те же девять месяцев просел на 18%, продав на 1100 машин меньше, чем годом ранее. И если лидирующим позициям полноприводника КАМАЗ-43118 ничто не угрожает, то Газон Next вот-вот уступит свое второе место тягачу КАМАЗ-5490.
Европейцы просели по продажам сильно — все в минусе. У IVECO продажи обвалились практически вдвое, а MAN и Renault потеряли больше четверти. В лидерах по проданным единицам техники Volvo с результатом 3090 автомобилей, но Scania (2985 шт.) дышит своему шведскому конкуренту в затылок.
Рынок автобусов за тот же период года просел чуть солидней — он потерял девять процентов. Во главе рейтинга продаж — представители Группы ГАЗ. Но если лидирующий ПАЗ потерял больше 20%, то занимающий второе место ЛиАЗ, напротив, увеличил продажи. Во многом это объясняется многочисленными (продано почти 1200 шт.) поставками в различные города нашей родины городских низкопольников ЛиАЗ-5292, в то время как дешевые, но древние пазики модели 3205 начинают потихоньку сдавать позиции.
Среди иностранных автобусников лидирующие позиции сохраняют китайцы — впрочем, продажи у Ютонга и Хайгера обвалились более чем вдвое. На этом фоне удивительно выглядит четырехкратная прибавка в продажах у европейцев из компании MAN. Впрочем, большая часть из проданных МАНом автобусов — это лайнеры Lion`s Coach для туристического филиала столичного Мосгортранса: об этом контракте на 3,77 млрд рублей мы рассказывали.
Ну а теперь малотоннажники — их рынок потерял чуть больше девяти процентов. Первое место в рейтинге по продажам сохраняет ГАЗ (30988 шт.), с более чем трехкратным преимуществом опережая УАЗ (10021 шт.). Впрочем, если у ГАЗа и УАЗа продажи солидно снизились (на 12,1% и 18,5% соответственно), то занимающий третье место Ford, наоборот, увеличил число реализованных автомобилей на 8,2%. И если после девяти месяцев прошлого года Газель Next опережала Transit более чем вдвое, то теперь на 17,35 тысячи проданных Некстов приходится уже 9,37 тысячи реализованных Транзитов.
Что же до других иностранных компаний, то продажи у импортируемых Фольксвагена и Мерседеса плавно, но закономерно снижаются. А вот у французов из концерна PSA, которые собирают свои среднеразмерные фургоны и микроавтобусы на заводе в Калуге, дела, наоборот, идут в гору: фургоны Peugeot Expert и Citroen Jumpy, а также их пассажирские варианты Peugeot Traveller и Citroen Space Tourer продаются все лучше.
Рынок коммерческих автомобилей в 2020 году: снижение, но не обвал
Пандемия, кризисы в экономике, неблагоприятные политические события — все это не предвещало рынку коммерческого транспорта в нашей стране ничего хорошего. Многие прогнозы обещали чуть ли не двукратное падение продаж. К счастью, сбыться им не удалось. По данным агентства Автостат, никакого обвала не произошло, а налицо лишь очередная, пусть и немалая, просадка рынка.
Продажи новых грузовиков (массой более 3,5 т), шт | |||
---|---|---|---|
Марка | 2020 | 2019 | % |
КАМАЗ | 27 768 | 27 610 | 0,6 |
ГАЗ | 6 820 | 8 867 | –23,1 |
Scania | 4 924 | 5 621 | –12,4 |
Volvo | 4 486 | 5 655 | –20,7 |
Урал | 4 067 | 3 196 | 27,3 |
MAN | 3 833 | 5 015 | –23,6 |
МАЗ | 3 729 | 3 847 | –3,1 |
Mercedes | 3 381 | 4 132 | –18,2 |
Isuzu | 2 632 | 3 077 | –14,5 |
DAF | 1 698 | 2 584 | –34,3 |
Shacman | 1 698 | 1 391 | 22,1 |
Hyundai | 1 232 | 1 168 | 5,5 |
НефАЗ | 1 112 | 1 040 | 6,9 |
Hino | 1 093 | 1 199 | –8,8 |
САЗ | 933 | 964 | –3,2 |
IVECO | 853 | 1 313 | –35,0 |
Renault | 846 | 1 218 | –30,5 |
Jac | 698 | 502 | 39,0 |
Faw | 688 | 394 | 74,6 |
Fuso | 686 | 510 | 34,5 |
Howo | 470 | 464 | 1,3 |
Ford | 447 | 288 | 55,2 |
Foton | 232 | 199 | 16,6 |
XCMG | 126 | 83 | 51,8 |
Daewoo | 84 | 65 | 29,2 |
Другие | 244 | 243 | 0,4 |
Всего | 74 780 | 80 645 | –7,3 |
Сильнее всего она отразилась на продажах тяжелых грузовиков: в 2020 году они снизились на 7,3% по сравнению с 2019-м. При этом у лидера рынка, компании КАМАЗ, продажи не то что не упали, а даже слегка выросли — на 0,6%. Первенствует в его гамме по-прежнему полноприводник модели 43118. Но если его продажи все же немного снизились (на 4,4%, или на 300 машин), то тягачи-КАМАксоры модели 5490, занимающие второе место, уверенно прибавили 6,3% по сравнению с прошлым годом.
Продажи новых грузовиков по моделям, шт | |||
---|---|---|---|
Модель | 2020 | 2019 | % |
КАМАЗ-43118 | 6 485 | 6 785 | –4,4 |
КАМАЗ-5490 | 5 592 | 5 259 | 6,3 |
Газон Next | 4 966 | 6 031 | –17,7 |
КАМАЗ-65115 | 4 682 | 5 263 | –11,0 |
КАМАЗ-6520 | 3 227 | 2 715 | 18,9 |
Volvo FH | 3 008 | 3 709 | –18,9 |
Mercedes Actros | 2 892 | 2 853 | 1,4 |
Scania R | 2 090 | 1 984 | 5,3 |
MAN TGS | 1 755 | 2 172 | –19,2 |
MAN TGX | 1 667 | 2 556 | –34,8 |
DAF XF | 1 596 | 2 476 | –35,5 |
Volvo FM | 1 456 | 1 929 | –24,5 |
Scania G | 1 315 | 1 819 | –27,7 |
Scania P | 1 293 | 1 722 | –24,9 |
ГАЗ-3308 | 1 221 | 1 931 | –36,8 |
Урал-4320 | 1 115 | 1 480 | –24,7 |
Hyundai HD 78 | 1 077 | 1 021 | 5,5 |
Урал Next | 980 | 287 | 241,5 |
НефАЗ-4514 | 894 | 764 | 17,0 |
Isuzu NPR | 891 | 968 | –8,0 |
Shacman SX3258 | 883 | 0 | — |
КАМАЗ-43253 | 865 | 961 | –10,0 |
КАМАЗ-53605 | 851 | 1 159 | –26,6 |
МАЗ-6312 | 806 | 834 | –3,4 |
КАМАЗ-6580 | 762 | 459 | 66,0 |
Другие | 22 411 | 23 508 | –4,7 |
Всего | 74 780 | 80 645 | –7,3 |
Ну а самый серьезный рост показал миасский Урал: продажи выросли сразу на 27,3%. Причем если классическое семейство 4320 в продажах просело почти на четверть (с 1480 экземпляров в 2019-м до 1115 в 2020-м), то автомобили семейства Next продемонстрировали буквально взрывной рост: если в 2019 году их было продано всего 287 штук, то в прошлом — почти тысяча.
А вот ГАЗ, наоборот, потерял очень много: в 2020 году ему удалось реализовать лишь 6820 грузовиков против почти девяти тысяч штук в 2019-м. При этом основная часть продаж приходится на Газон Next, который потерял за год 17,7%. Впрочем, возможно, в нынешнем году ситуацию Горьковского завода улучшит новый Валдай, о котором мы недавно подробно рассказывали.
Грузовики европейских марок на рынке РФ, шт | |||
---|---|---|---|
Марка | 2020 | 2019 | % |
Scania | 4 924 | 5 621 | –12,4 |
Volvo | 4 486 | 5 655 | –20,7 |
MAN | 3 833 | 5 015 | –23,6 |
Mercedes | 3 381 | 4 132 | –18,2 |
DAF | 1 698 | 2 584 | –34,3 |
IVECO | 853 | 1 313 | –35,0 |
Renault | 846 | 1 218 | –30,5 |
А вот европейцам на нашем рынке нелегко. Среди представителей «большой семерки» борьба явно шла не за то, кто больше прибавит, а за минимизацию потерь — серьезно потеряли все. Наименее плачевно дела обстоят у шведов: Scania и Volvo потеряли соответственно 12,4% и 20,7% рынка и заняли первое и второе места среди западных производителей. Ну а больше всех просели продажи у таких марок, как DAF, IVECO и Renault.
Продажи новых легких коммерческих автомобилей, шт | |||
---|---|---|---|
Марка | 2020 | 2019 | % |
ГАЗ | 44 481 | 50 704 | –12,3 |
УАЗ | 14 531 | 17 320 | –16,1 |
Ford | 13 970 | 13 000 | 7,5 |
Лада | 12 610 | 11 090 | 13,7 |
Volkswagen | 4 129 | 5 709 | –27,7 |
Peugeot | 3 362 | 3 133 | 7,3 |
Mercedes | 3 225 | 3 323 | –2,9 |
Hyundai | 2 378 | 2 663 | –10,7 |
Citroen | 2 270 | 1 980 | 14,6 |
Fiat | 1 250 | 1 067 | 17,2 |
Другие | 2 105 | 2 216 | –5,0 |
Всего | 104 311 | 112 205 | –7,0 |
Рынок легких коммерческих автомобилей просел чуть меньше, чем у тяжеловозов: потеря относительно прошлого года составила семь процентов. Лидером здесь по-прежнему является ГАЗ, продажи у которого, впрочем, упали на 12,3%. Газель Next продолжает безоговорочно лидировать, но и она в 2020 году показала снижение на 14,7% — а это целых 4316 машин.
Второе место занял УАЗ — в основном благодаря обилию моделей в гамме, ведь ни одна из них не поднялась выше пятого места в общей статистике. Собственно, на нем обосновалась грузопассажирская версия «буханки» с индексом 3909, продажи которой в прошлом году снизились на 10%. Что же до новой полуторки УАЗ-Профи, то ее продажи буксуют, так же как и заднеприводные версии этого грузовичка на бездорожье: они упали на 31,6%, или 1122 машины.
Продажи новых легких коммерческих автомобилей по моделям, шт | |||
---|---|---|---|
Модель | 2020 | 2019 | % |
Газель Next | 25 017 | 29 333 | –14,7 |
Ford Transit | 13 867 | 12 618 | 9,9 |
Лада Ларгус | 10 904 | 9 260 | 17,8 |
ГАЗ-3302 | 10 318 | 10 756 | –4,1 |
УАЗ-3909 | 7 356 | 8 176 | –10,0 |
ГАЗ-2752 | 3 734 | 3 572 | 4,5 |
УАЗ-Профи | 2 424 | 3 546 | –31,6 |
ГАЗ-3221 | 1 799 | 3 027 | –40,6 |
УАЗ-2206 | 1 779 | 2 085 | –14,7 |
Mercedes V-Class | 1 692 | 1 548 | 9,3 |
Другие | 25 421 | 28 284 | –10,1 |
Всего | 104 311 | 112 205 | –7,0 |
На этом фоне удивительный рост демонстрирует Ford, который умудрился в 2020 году продать почти на тысячу машин больше, чем в 2019-м. При этом Transit, прибавив целых 10% относительно прошлого года, уверенно опередил не только старые Газели, но и вазовский «каблучок» Ларгус, продажи которого, кстати, тоже неслабо выросли.
Продажи новых автобусов, шт | |||
---|---|---|---|
Марка | 2020 | 2019 | % |
ПАЗ | 6 348 | 8 049 | –21,1 |
ЛиАЗ | 2 514 | 1 610 | 56,1 |
НефАЗ | 1 551 | 1 053 | 47,3 |
МАЗ | 693 | 466 | 48,7 |
КАвЗ | 423 | 424 | –0,2 |
Volgabus | 311 | 401 | –22,4 |
Yuotong | 274 | 590 | –53,6 |
КАМАЗ | 205 | 170 | 20,6 |
Higer | 164 | 257 | –36,2 |
MAN | 134 | 98 | 36,7 |
Другие | 548 | 715 | –23,4 |
Всего | 13 165 | 13 833 | –4,8 |
Ну а самое небольшое снижение показал российский рынок автобусов: он потерял 4,8% относительно результатов 2019 года. Первенствуют представители Группы ГАЗ. ПАЗ потихоньку теряет позиции (минус 21,1% относительно 2019 года), но благодаря массовым и недорогим моделям 3205 и 3204 сохраняет лидерство. ЛиАЗ, напротив, благодаря поставкам в города страны, увеличил продажи более чем наполовину. Похожие результаты в процентах демонстрирует и дочерний НефАЗ, занимающий третью строчку. Прибавил и белорусский МАЗ: в прошлом году было реализовано почти 700 автобусов этой марки.
Продажи новых автобусов по моделям, шт | |||
---|---|---|---|
Модель | 2020 | 2019 | % |
ПАЗ-3205 | 3 168 | 3 604 | –12,1 |
ПАЗ-3204 | 1 967 | 2 700 | –27,1 |
ЛиАЗ-5292 | 1 758 | 718 | 144,8 |
НефАЗ-5299 | 1 551 | 1 053 | 47,3 |
ПАЗ-4234 | 963 | 1 193 | –19,3 |
ЛиАЗ-4292 | 368 | 238 | 54,6 |
КАвЗ-4238 | 242 | 316 | –23,4 |
МАЗ-203 | 241 | 44 | 447,7 |
ЛиАЗ-6213 | 235 | 382 | –38,5 |
КАМАЗ-6282 | 205 | 170 | 20,6 |
Другие | 2 467 | 3 415 | –27,8 |
Всего | 13 165 | 13 833 | –4,8 |
Успехи иностранцев куда скромнее. У китайцев продажи серьезно просели, а среди европейцев в десятку лучших попал только MAN — и то благодаря объемному контракту для Мосгортранса, который был заключен еще в 2019 году.