Амортизация запасных частей автомобиля

Амортизация автомобильных запчастей, или как страховщики не платят дополнительную компенсацию

Помните про автостраховку, иначе она вас забудет

Водитель транспортного средства, вовлеченного в дорожно-транспортное происшествие, всегда надеется, что кузов будет только минимизирован. К сожалению, в большинстве случаев ущерб обычно намного выше. После расчета стоимости ремонта выясняется, что затраты на замену помятого бампера, фар, расходов на покраску и т. д. поставлены на карту. Хотя затраты на ремонт не возлагаются непосредственно на водителя, который не был признан виновным в столкновении, ущерб покрывается виновником события.

Однако практика показывает, что с момента аварии до полной финансовой компенсации страховщика еще предстоит пройти долгий и ухабистый путь. Перспектива быстрого ремонта или получения полной компенсации может быть очень оптимистичной. Одной из проблем, с которой сталкиваются жертвы транспортных событий, является так называемая проблема амортизации запасных частей, иногда также упоминаемая как коммерческая потеря стоимости.

«На практике ликвидация автомобильных претензий, проблема амортизации деталей стала назойливой нормой для водителей. Страховые компании обычно не учитывают в качестве компенсации выплачиваемых цен новые и оригинальные запчасти, необходимые для ремонта поврежденного постгарантийного автомобиля», —

объясняет Петр Протасюк из Omega Kancelarie Prawne.

«Страховые компании считают, что, если в автомобиле с несколькими или десятками лет вместо старых собираются новые запасные части, полезная стоимость автомобиля возрастает. Страховщики уменьшают компенсацию, выплачиваемую за разницу между стоимостью новых частей, необходимых для его ремонта, и стоимостью, которая определяется степенью их потребления»,

добавляет адвокат из Omega Kancelaria Prawne.

Это ни в коем случае не практика, поддерживаемая судебной практикой Верховного суда, которая неоднократно подчеркивала, что страховая компания обязана возместить все необходимые затраты на ремонт.

Определение стоимости ремонта

Что это означает на практике? Представьте себе ситуацию, когда у нас есть 10-летний автомобиль, намного дольше гарантийного, в котором несколько частей должны быть заменены в результате столкновения.

По закону страховая компания обязана возместить все необходимые затраты на ремонт

После посещения мастерской механик заявляет, что стоимость ремонта составит 20 000 рублей, что включает в себя покраску, ремонт и замену поврежденных деталей новыми и оригинальными. Мы просим страховщика выплачивать адекватную компенсацию.

К сожалению, страховщик заявляет, что использование совершенно новых деталей во время ремонта увеличит рыночную стоимость автомобиля, а компенсация не может приводить к подорожанию машины. Растерянный водитель остается с нерешенной проблемой. Предложенная сумма компенсации (например, 12 000 рублей) достаточна только для покупки подержанных деталей неизвестного качества.

Появляется дилемма. Рассчитывать на ожидания страховщика и рисковать установкой деталей, которые могут быть неисправны при дальнейшем использовании, что сэкономит вам время и проблемы? Или он может подать в суд и удовлетворить свои требования в полном объеме?

Сбор документации и судебные разбирательства

Большинство водителей, для душевного спокойствия и необходимости как можно быстрее использовать отремонтированный автомобиль, примут решение о более быстром решении, то есть согласятся с условиями, предложенными страховой компанией.

Однако есть и те, кто не согласен на несправедливые условия и убежден в правильности своего дела, такое направляет дело в суд.

«На данный момент все необходимые документы должны быть представлены, включая документы, представленные страховщику вместе с уведомлением о повреждении — здесь вы можете сослаться на документ о регистрации транспортного средства, водительские права, заявление о трезвости, официальную записку, подготовленную полицией на месте происшествия или заявление сборщика, вызвавшего столкновение, политику OC. Наиболее важным является обоснование и документирование претензий. Счета или счета, документирующие фактические затраты на ремонт, имеют ключевое значение в этом отношении. Стоит приложить подробные фотографии и мнения независимого эксперта, при условии, что он был подготовлен», —

подчеркивает Петр Протасюк из Omega Kancelaria Prawne, подчеркивая в то же время, что вы не должны стесняться обращаться к страховщику для возмещения убытков, или передавать дело в суд, когда страховая компания откажется выплатить компенсацию или уменьшит ее.

«Срок исковой давности по претензиям за нарушение правил дорожного движения составляет 3 года с момента столкновения, но с течением времени может быть значительно затруднено доказать размер понесенного ущерба. Вот почему желательно предпринять решительные действия как можно скорее. Экспертиза через несколько недель, месяцев и особенно лет может серьезно помешать, а иногда даже сделать невозможным определение и оценку повреждения транспортного средства. С течением времени может возникнуть серьезное препятствие для получения причитающейся компенсации «.

Прецедентное право Верховного Суда

Согласно положениям ст. 361 ГК РФ, страховая компания обязана выплачивать компенсацию за обычные последствия действия или бездействия, в результате которых причинен ущерб. В случае, когда транспортное средство повреждено и пострадавшая сторона принимает обоснованное решение о его ремонте (т. е. когда оценочная стоимость ремонта не превышает стоимость транспортного средства до повреждения — повреждение транспортного средства не имеет характер так называемого общего ущерба), страховая компания обязана возместить все преднамеренные расходы ремонт. Удержание так называемой амортизацим не поддерживается положениями общеприменимого законодательства.

Читайте также:  Схема двигателя тойота прадо 120

Обращайтесь в суд, если страховая компания забыла о законах

Жертва имеет право отремонтировать автомобиль на станции техобслуживания по своему выбору и с использованием новых запасных частей, при условии, что его транспортное средство не приобретает большую ценность из-за замены поврежденных деталей новыми — и трудно автоматически предположить, что в действительности транспортное средство может вырасти в цене после замены деталей.

Хорошо известно, что цены на автомобили после аварий на вторичном рынке намного ниже, чем цены на автомобили без аварий. Страховая компания также не может полагаться на тот факт, что замена запчастей на новые может быть произведена только в отношении транспортных средств не старше 3 лет или покрытых гарантией производителя, так как для этого нет законных оснований. Страховая компания обязана покрыть все расходы на ремонт, включая расходы на покупку новых запчастей.

По статистике 8 из 10 страховщиков попытаются вас обмануть. Улыбаться будут все 10.

Уже в начале 1980-х годов Верховный суд выразил свою позицию, согласно которой:

«восстановление поврежденного предмета в предыдущем состоянии состоит в том, чтобы привести его в состояние использования в диапазоне, который существовал до причинения ущерба. Если для достижения этой цели необходимы новые элементы, понесенные для них расходы являются частью затрат на восстановление ущерба путем восстановления предмета до прежнего состояния. Следовательно, вышеуказанные расходы относятся на лицо, ответственное за ущерб» (решение Верховного суда от 5 ноября 1980 года).

Практические толковательные сомнения в отношении амортизации были на практике предметом заявления Омбудсмена по страхованию, которое в августе 2005 года обратилось в Верховный суд с юридическим вопросом — может ли страховая компания, выплачивающая компенсацию по договору страхования ответственности за автотранспортные средства, уменьшить эту компенсацию за разницу между стоимость новых деталей, необходимых для его ремонта, и стоимость, обусловленная степенью их потребления. В обоснование постановления от 24 февраля 2006 г. Верховный суд указал, что:

«в некоторых случаях может возникнуть норма, которая исключает обогащение потерпевшей стороны в результате компенсации за ущерб с принципом полной компенсации». Последнее будет нарушено, если компенсация пособий и убытков ухудшит положение жертвы. Это может произойти, если амортизация поврежденных деталей будет учтена, если транспортное средство после ремонта, несмотря на использование новых деталей, не увеличит коммерческую или коммунальную ценность».

К сожалению, трудно ожидать, что страховые компании добровольно откажутся от какой-либо компенсации за амортизацию. «В этой ситуации наиболее оправданным является судебный путь, который покажет, как на самом деле выглядело дело, и откроет потерпевшей стороне путь для получения полной компенсации», — утверждает Петр Протасюк из Omega Kancelaria Prawne.

Как рассчитывается износ по ОСАГО в 2020 году?

Выберите тип транспортного средства

Если после ДТП производится выплата, а не ремонт на СТОА, и требуется замена отдельных деталей автомобиля, то расчёт выплаты по «автогражданке» производится с учётом износа. Эта норма описана в пункте 4.15 Главы 4 Правил страхования, утверждённых Центробанком.

Такое положение дел возмущает многих автолюбителей, особенно владельцев сильно подержанного транспорта. Нередко страхового возмещения не хватает на полноценный ремонт автомобиля. Например, стоимость подлежащего замене бампера составляет десять тысяч рублей, ремонтные работы обходятся ещё в три тысячи, а страховая компания выплачивает автовладельцу всего пять тысяч рублей. После такой выплаты помимо возмущения появляется желание проверить справедливость расчёта экспертов.

Как рассчитывается износ по ОСАГО в 2020 году?

Формула расчёта, его методика и применяемые коэффициенты регламентируются Положением Центробанка № 432-П от 19 сентября 2014 года. При определении степени амортизации конкретного автомобиля независимые эксперты учитывают в своих калькуляторах две позиции.

  1. Срок службы детали, выраженный в количестве лет эксплуатации.
  2. Пробег автомобиля на момент страхового случая.

Кроме того, в формуле используется специальный коэффициент, учитывающий влияние на амортизацию детали срока службы и пробега транспортного средства. Его значения указаны в Приложении № 5 к Положению Центробанка № 432-П.

Также в формуле могут быть применены коэффициенты дополнительной амортизации детали при наличии следующих факторов:

  • повышенная коррозия, не свойственная детали;
  • повреждения облицовки и кузова, занимающие больше десяти процентов площади детали и не относящиеся к страховому случаю;
  • следы ремонтных работ, выполненных с нарушением технологии;
  • дефекты ЛКП, занимающие больше десяти процентов площади детали;
  • ремонтные вставки и врезки при восстановлении детали;
  • трещины, сколы или потёртости стёкол, зеркал и световых приборов, занимающие больше десяти процентов их площади;
  • повреждения неокрашенной пластиковой детали, если они не относятся к страховому случаю.
Читайте также:  Завод выпускающий автомобиль газ

Есть в Положении Центробанка № 432-П и положительные для автовладельцев моменты. В частности, в Приложении № 7 приводится обширный перечень деталей, замена которых оплачивается без учёта износа. В их числе подушки и ремни безопасности, различные элементы системы торможения и рулевой системы.

Как рассчитать компенсацию: калькулятор износа по ОСАГО

До получения страховки при попадании в ДТП, владелец транспортного средства сталкивается с таким важным этапом проведения экспертизы, как расчет износа элементов автомобиля. От полученных данных будет зависеть итоговый результат.

Важно знать определение данного понятия, как рассчитывается для пострадавшего авто, что влияет на его итог, для каких деталей этот процент не учитывается, как проводятся расчеты и прочие нюансы. Об этом и пойдет речь в данной статье.

Что это такое?

ОСАГО – это определенный вид страховки транспортного средства, направленный исключительно на выплаты третьим лицам. Действует данный полис по следующему принципу: виновник дорожно-транспортного происшествия оплачивает пострадавшему автовладельцу ущерб за счет своего полиса ОСАГО. Фирма выплачивает восстановление деталей, поврежденных при ДТП.

Но так как перед происшествием транспортное средство пострадавшего не было новым, страховая компания должна посчитать степень износа поврежденных запчастей на момент столкновения. Соответственно, осуществляется выплата с учетом износа данной детали, а не её первоначальная стоимость.

Какими законодательными актами регулируется?

В законодательстве РФ нет понятия износа, с целью вычисления стоимости ремонта или замены поврежденных деталей транспортного средства. Не смотря на это, Центробанк содержит правовую норму, в которой зафиксированы основные признаки данного понятия.

В этом положении сказано, что износ – это характеристика, которая определяет величину потерь части автомобиля от его изначальной стоимости, срока эксплуатации и технических характеристик. Существует данный расчет для определения размера компенсации, при повреждении транспортного средства либо определенной части машины.

Подробнее о том, как и в какие сроки происходит расчет стоимости ремонта автомобиля по ОСАГО, можете узнать в отдельной статье.

Кто выполняет?

Выполнять расчет износа конкретной части транспортного средства, а также проводить экспертизу стоимости восстановительного ремонта может индивидуальный эксперт либо специальная организация, которая имеет на это соответствующий допуск. Если ведется судебное дело, то судья назначает судебного эксперта, который и будет производить данный расчет.

Эксперт должен производить расчет износа, учитывая требования методических рекомендаций и нормативы правового акта Банка России.

Подсчеты должны осуществляться в соответствии с формулами, утвержденными правовым актом Центрального банка. Они различны для узлов, деталей, шин, агрегатов автомобиля.

Как считается для пострадавшего автомобиля?

Первым делом, необходимо выполнить осмотр транспортного средства, которое пострадало в результате ДТП. Страховая компания производит расчет выплат или же проводится независимая экспертиза. В любом случае выполняется осмотр автомобиля, поврежденного в результате ДТП. Пострадавший, на свое усмотрение, может выбрать пути возмещения ущерба.

Существует два варианта:

  1. Страховая компания перенаправляет автомобиль в СТО на ремонт.
  2. Страховая компания, учитывая износ транспортного средства по ОСАГО, выплачивает суммарную стоимость запчастей, подлежащих замене.

Первый вариант предусматривает установку новых деталей, не беря в расчет степень износа старых, по итогу выставляется счет. Компания-страховщик оплачивает ремонт авто, отталкиваясь от цен на детали, указанных в едином справочнике РСА (как происходит такой расчет стоимости деталей на сайте РСА читайте тут). Если ремонт обошелся дороже, то разницу доплачивает владелец машины. Также берет на себя расходы за ремонтные работы.

Второй вариант предусматривает калькуляцию износа в процентах. После чего, по справочнику РСА устанавливается цена определенной детали, учитывая экономический регион. Стоимость детали умножают на коэффициент, взятый из величины износа в процентах. Полученная цифра – это сумма, которую выдают на руки потерпевшей стороне. Износ вычисляется исключительно для деталей, которые необходимо заменить. Если можно восстановить запчасть без ее замены, то степень износа не учитывается.

На износ деталей транспортного средства могут влиять следующие факторы:

  1. категория автотранспортного средства;
  2. качество ремонта, проводимого ранее (при его наличии);
  3. период эксплуатации определенной запчасти;
  4. пробег (по показаниям одометра);
  5. марка машины;
  6. дата выпуска автомобиля;
  7. технические параметры детали и многое другое.

Расчет ведется в соответствии с формулами, которые утверждены в Единой методике ОСАГО. Порядок расчета имеется в открытом доступе, а так же он изложен в положении Банка России от 19. 09. 2014 № 432-П.

Формула износа комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов):

  • Ики – износ комплектующего изделия (детали, узла, агрегата) (%).
  • e ≈ 2.72.
  • ∆Т – коэффициент, который учитывает влияние на износ КИ (детали, узла, агрегата) его сроки эксплуатации.
  • Тки – сроки эксплуатации комплектующего изделия, лет.
  • ∆L – коэффициент, который учитывает влияние на износ КИ (детали, узла, агрегата) величины пробега автомобиля с этим изделием.
  • Lки – пробег машины на дату ДТП, тыс. км.

Из данной формулы коэффициенты используют, основываясь на приложения правового акта, зависят от марки автомобиля, а так же категории, к которой он относится.

Другие данные необходимо брать из техпаспорта транспортного средства и снимать показания с одометра.

Так как эта формула не учитывает определенные индивидуальные характеристики, то имеется возможность начислять так называемый индивидуальный износ. Например, который мог сформироваться вследствие некачественного ремонта машины.

Формула износа шины:

  • Иш – износ шины, %.
  • Нн – высота рисунка протектора новой шины, мм.
  • Нф – фактическая высота рисунка протектора шин, мм.
  • Ндоп – минимально допустимая высота рисунка протектора шины в соответствии с законом РФ, мм.

Учитывается и показатель срока изготовления данного элемента. На шины, у которых период эксплуатации от трех до пяти лет, увеличивается износ на пятнадцать процентов, свыше пяти лет – плюс двадцать пять процентов износа.

Исходя из действующего положения Центробанка, расчет страховой выплаты по ОСАГО с учетом износа включает такие показатели:

  • день дорожно-транспортного происшествия;
  • тип поврежденного автомобиля;
  • величина пробега;
  • высота рисунка протектора шин на момент происшествия;
  • дата старта эксплуатации транспортного средства.

Датой, когда машину начали эксплуатировать, считается та, которая указана в паспорте авто. Если такой информации нет, то берут 1 января года выпуска автомобиля, который указан в техпаспорте. День ДТП зафиксирован в справке ГАИ. В извещении о происшествии тоже указана эта дата.

Онлайн калькуляторы на сайте РСА

Благодаря возможностям интернета, рассчитать коэффициент стоимости износа деталей при выплате ОСАГО, можно онлайн. При калькуляции берутся формулы из Единой методики. Если владельцу авто известны все необходимые данные, то можно рассчитать процент износа в интернете.

Ниже будут рассмотрены нюансы, необходимые при заполнении полей и производя расчеты в онлайн-калькуляторе.

Величину пробега при расчете, которая указана на одометре, надо брать в км. Бывает, что показания одометра исчисляются в милях. Тогда эти данные необходимо умножить на 1,6. В том случае, если значение пробега неизвестно, берется для расчетов среднегодовая величина. Для Москвы и МО этот показатель равен 18 тыс. км за год.

Перед расчетом износа по ОСАГО, нужно знать пробег и высоту протектора шин. Касаемо шин, во внимание берутся следующие параметры:

  • Рисунок новой покрышки.
  • Минимально допустимый показатель.
  • Значение после дорожно-транспортного происшествия (по факту).

При онлайн расчете тип автомобиля выбирается из перечня. К категории «Легковые автомобили России» нельзя относить машины, которые относятся к иностранным брендам и собираются в Российской Федерации. Необходимо указать стану, где в основном производят данную модель.

О том, как правильно рассчитать размер ущерба с учетом износа на сайте РСА, мы подробно рассказывали в этом материале, а рекомендации об использовании ресурса и онлайн калькулятора РСА при подсчете компенсаций найдете здесь.

Максимальный размер

Естественно существует предельный % расчета. В 2018 году разрешенный максимальный износ по ОСАГО составляет пятьдесят процентов. Если в момент оценки будут выявлены следы коррозии на деталях авто или повреждения вследствие предыдущих дорожно-транспортных происшествий, то добавляется от 25% до 45% износа. При расчете так же будут учитываться замены каких-либо узлов, если есть на то документальное подтверждение. Страховщики, чтобы занизить сумму выплат, идут на хитрости и обман при расчетах.

Пострадавшему желательно требовать документы с калькуляцией износа.

На какие детали начисляется процент повреждений, а на какие нет?

Процент износа по ОСАГО не начисляется на определенные виды деталей из-за того, что при любом их повреждении эксплуатация автомобиля запрещается законом РФ и правилами дорожного движения.

Не учитывается процент износа на следующие детали:

  1. все элементы рулевого управления (наконечник, трубопроводы, рычаг, тяга и др.);
  2. подушка безопасности;
  3. ремень безопасности (в сборе);
  4. детское крепление;
  5. все элементы тормозной системы (диск, барабан, колодки и др.);
  6. элементы и детали, пневматической или электронно-пневматической, гидравлической систем;
  7. детали, которые отвечают за работу сцепных устройств.

Полный перечень таких деталей предоставлен в отдельном приложении №7 правового акта Банка России. Для всех остальных деталей необходимо рассчитывать вышеупомянутый процент.

Что делать, если компания обманывает?

Страховые компании стремятся выплатить минимальные суммы компенсации своим клиентам, чтобы их прибыль была соответственно выше. В таких случаях часто возникают споры, которые решаются в судебном порядке. Пострадавший несет дополнительные растраты, заказав экспертизу износа в фирме, которая не имеет отношения к страховой компании. Результаты новой оценки должны быть предъявлены в суд, как доказательство своих требований к страховщикам.

Если стороны не будут согласны с доводами экспертиз, суд назначает судебного эксперта из госструктуры, который проводит третью независимую экспертизу. На ее основании суд выносит свое решение.

Водитель, попавший в ДТП по вине другого автовладельца, может рассчитывать на страховую компенсацию по ОСАГО. Зачастую, выплаченная сумма оказывается меньше предполагаемой. Чтобы избежать такой ситуации, целесообразным будет ознакомиться с основными правилами и методами расчета износа по данному страховому полису.

Читайте также:  Устройство двигателя форд фокус 1 дизель
Оцените статью