- Определение амортизационной группы автомобиля – к какой относятся легковые, грузовые машины, транспорт?
- К какой относится движимое имущество?
- Таблица
- Легковое авто
- Грузовой транспорт
- Автобус
- Выводы
- Амортизационная группа машины газ
- УЧЕТ ЗАТРАТ НА СОЗДАНИЕ ГАЗОНА
- Обустройство газона
- Какая амортизационная группа у автомобиля в 2020 году
- Таблица для авто в 2020 году
- Пояснение
- В учете организации числится основное средство с наименованием «Озеленение» с кодом ОКОФ 180160040. Было докуплено еще одно зеленое насаждение. Как данную ситуацию отразить в учете? Необходимо отдельно учитывать или добавить к существующему основному средству?
- Газель некст амортизационная группа. Амортизационная группа автомобиля
- Амортизационная группа транспортных средств
- Как установить срок полезного использования транспортных средств
- Амортизация транспортных средств – расчет
- Амортизационная группа автомобиля
- Как определить амортизационную группу автомобиля?
- К какой амортизационной группе относится грузовой автомобиль?
- Порядок применения новой редакции Классификатора ОС
- Как определить срок полезного использования легкового автомобиля
- Пример
- Установить срок полезного использования грузового автомобиля
- «Сканируем» новый автомобиль
- Как определить класс машины, необходимый для ее амортизации и для расчета транспортного налога
- Определяем амортизационную группу легкового авто
- Внимание
- Амортизационные группы для грузовых машин и автобусов
- ПАСПОРТ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА
- 00 АА 000000
Определение амортизационной группы автомобиля – к какой относятся легковые, грузовые машины, транспорт?
Транспортные средства, приобретаемые организацией, можно отнести к амортизируемому имуществу.
В связи с этим у владельцев автомобилей появляется необходимость на стадии принятия ТС к учету определять для них амортизационную группу по Классификатору основных средств.
К какой относится движимое имущество?
Транспорт является основным средством с точки зрения бухгалтерского и налогового учета, так как:
- предназначен для длительной эксплуатации;
- конечная цель применения автомобиля – получение экономической выгоды;
- используется в производственных или управленческих нуждах;
- как правило, всегда стоимость превышает лимит для бухгалтерских и налоговых целей (до 40000 и от 100000 соответственно).
Если организация не планирует заняться продажей автомобилей, то машину можно принять как основное средство.
В налоговом учете для такого объекта обязательно нужно установить амортизационную группу, в соответствии с которой будет определен срок полезного использования для начисления амортизации.
В бухгалтерском учете срок службы можно установить без привязки к амортизационной группе на основе планируемого периода эксплуатации и условий использования автомобиля.
При желании в бухучете можно установить срок использования, равный определенному в налоговом учете по Классификации основных средств. Законодательство это не запрещает.
Кроме того, одинаковое время службы позволит минимизировать возможные расхождения в учетной деятельности.
В Классификаторе предусмотрено 10 амортизационных групп.
Для каждой определен срок полезного использования в виде диапазона лет, в пределах которых можно выбирать любую длительность эксплуатации для расчета амортизации.
О расчете амортизации для автомобилей читайте здесь.
Транспортные средства в зависимости от их вида и целей применения можно отнести к группе со второй по пятую включительно.
Таблица
Амортизационная группа | Срок службы, лет | Вид автотранспортного средства |
2 | 2-3 |
|
3 | 3-5 |
|
4 | 5-7 |
|
5 | 7-9 |
|
Легковое авто
Легковые автомобили можно отнести к третьей амортизационной группе, при этом для них установлен ОКОФ 310.29.10.2. Диапазон срока службы от 3 до 5 лет.
Если легковая машина предназначена для инвалидов (ОКОФ 310.29.10.24), то тогда для нее нужно устанавливать 4 группу со сроком от 5 до 7 лет.
Легковые авто с объемом двигателя от 3.5 л большого и высшего класса (ОКОФ 310.29.10.24) относятся к 5 амортизационной группе, начислять амортизацию по ним можно от 7 до 9 лет.
Грузовой транспорт
Грузовики небольших размеров с максимальной допустимой массой 3,5 тонны и меньше относятся к 3 амортизационной группе со сроком от 3 до 5 лет.
Сюда относятся грузовые автомобили как с дизельным, так и бензиновым двигателем (ОКОФ 310.29.10.41.111 и 310.29.10.42.111 соответственно).
Бортовые машины, самосвалы, фургоны, а также тягачи для полуприцепов (ОКОФ 310.29.10.4) включаются в 4 группу, для них возможен период службы от 5 до 7 лет.
К 5-й можно отнести грузовые автомобили грузоподъемностью от 3.5 до 12 тонн и выше с дизельным и бензиновым двигателем.
Автобус
В третью группу для начисления амортизации можно отнести также небольшие автобусы, длина которых не превышает 7,5 метров. Для городских малых автобусов установлен ОКОФ 310.29.10.30.111, для прочих — 310.29.10.30.119.
Автобусы средней длины до 12 м и особо большие до 24 м включительно относят к 4 амортизационной группе и устанавливают для них время эксплуатации от 5 до 7 лет.
В эту же группу попадают как городские автобусы, так и те, что передвигаются между городами – дальнего следования.
Троллейбусы также включены в 4 группу.
Автобусные поезда длиной свыше 16.5 м до 24 м включаются в 5 амортизационную группу, использовать их можно от 7 до 9 лет включительно.
Выводы
Автотранспортное движимое имущество – легковые и грузовые машины, автобусы, спецтранспорт можно включить в состав основных средств, что влечет за собой обязательное установления для них амортизационной группы в налоговом учете.
В соответствии с определенной группой выбирается необходимый срок эксплуатации, в течение которого будет начисляться амортизация.
Амортизационная группа машины газ
310.29.10.4 — Средства автотранспортные грузовые
Классификатор: ОКОФ ОК 013-2014
Код: 310.29.10.4
Наименование: Средства автотранспортные грузовые
Дочерних элементов: 2
Амортизационных групп: 1
Прямых переходных ключей: 1
Группировка 310.29.10.4 в ОКОФ содержит 2 подгруппировки.
- 310.29.10.41 — Средства автотранспортные грузовые с поршневым двигателем внутреннего сгорания с воспламенением от сжатия (дизелем или полудизелем), новые
- 310.29.10.42 — Средства автотранспортные грузовые с поршневым двигателем внутреннего сгорания с искровым зажиганием; прочие грузовые транспортные средства, новые
В классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы, код 310.29.10.4 числится в следующих группах:
Группа | Подгруппа | Сроки | Примечание |
---|---|---|---|
Четвертая группа | Средства транспортные | имущество со сроком полезного использования свыше 5 лет до 7 лет включительно | автомобили грузовые, дорожные тягачи для полуприцепов (автомобили общего назначения: бортовые, фургоны, автомобили-тягачи; автомобили-самосвалы) |
Для перехода от старого ОКОФ к новому ОКОФ используется прямой переходный ключ:
ОКОФ ОК 013-94 | ОКОФ ОК 013-2014 | ||
---|---|---|---|
Код | Наименование | Код | Наименование |
153410020 | Автомобили грузовые, дорожные тягачи для полуприцепов (автомобили общего назначения: бортовые, фургоны, автомобили-тягачи; автомобили-самосвалы) | 310.29.10.4 | Средства автотранспортные грузовые |
УЧЕТ ЗАТРАТ НА СОЗДАНИЕ ГАЗОНА
И.В. Артемова,
главный бухгалтер, консультант
Содержание прилегающей территории в благоустроенном, озелененном состоянии — обязанность каждого учреждения. Немалую часть озелененной территории обычно составляют газоны. На больших территориях они часто создаются путем скашивания естественной растительности. На прилегающих к зданиям небольших участках трава специально высеивается в зависимости от назначения площадки.
Обустройство газона
Под травяным газоном обычно понимают участок почвы, засеянный луговыми травами, высота которого регулируется периодическим скашиванием. При этом газон может образовываться за счет естественной растительности или быть искусственным (культурным). Культурный газон создается путем намеренного выращивания газонных смесей трав.
Газон в зависимости от предназначения территории может быть спортивным (для интенсивных нагрузок), декоративным (не предназначенным для ходьбы), универсальным (в парке, на детских площадках и т.д.).
Для создания культурного газона необходимо провести подготовительные работы — выровнять участок, убрать мусор, поросль кустарников, сорные травы, вспахать участок и разрыхлить землю. При необходимости проводят улучшение структуры почвы, устраивают систему дренажа (если участок не имеет естественного уклона), подсыпают плодородную землю.
После подготовки участка создают газон, либо высеивая смесь газонных трав, либо раскладывая рулонный газон. При высадке газона важно правильно подобрать смесь трав, которая подходит для имеющегося типа почвы и для предполагаемого режима эксплуатации. Кроме того, газон традиционно создают именно из смеси трав, чтобы повысить его устойчивость к неблагоприятным погодным факторам.
Для создания естественного газона проводят регулярную стрижку и полив имеющихся естественных насаждений, что способствует подавлению роста однолетних сорных растений и стимулированию роста луговых трав.
Создание и регулярный уход за газонами зачастую является не правом, а обязанностью учреждений. Это связано с тем, что законодательными актами муниципального уровня или уровня субъекта РФ устанавливаются определенные правила содержания территории хозяйствующих субъектов (в том числе государственных и муниципальных учреждений). Такие территории должны быть благоустроены и озеленены, а газон является частью озеленения. При этом под газоном в законодательных актах обычно понимают площадку с травой, постриженной до определенной высоты или просто «коротко стриженной».
Также при создании газона учреждениям необходимо учитывать отраслевые и территориальные нормативы по озеленению территории, в частности:
— для медицинских учреждений нормативы озеленения содержатся в СанПиНе 2.1.3.2630-10 (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 18.05.2010 № 58);
— для общеобразовательных — в СанПиНе 2.4.2.2821-10 (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189).
Согласно пункту 2.13 СанПиН 2.1.3.2630-10 территория ЛПО должна быть озеленена и ограждена. Площадь зеленых насаждений и газонов должна составлять не менее 50% общей площади участка стационара. В условиях стесненной городской застройки, а также в стационарах, не имеющих в своем составе палатных отделений восстановительного лечения и ухода, допускается уменьшение площади участка в пределах 10-15% от нормируемой за счет сокращения доли зеленых насаждений и размеров садово-парковой зоны.
Также при проектировании живой изгороди можно руководствоваться приказом Минрегиона России от 27.12.2011 № 613 «Об утверждении Методических рекомендаций по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований» (далее — Методические рекомендации).
Какая амортизационная группа у автомобиля в 2020 году
У многих компаний на балансе есть легковые и грузовые автомобили. Для их правильного отражения в налоговом учете необходимо знать соответствующую амортизационную группу автомобиля в 2020 году.
Таблица для авто в 2020 году
Соответствующие автомобилям коды ОКОФ, их амортизационные группы и срок полезного использования автомобилей, введенных в эксплуатацию с 01.01.2017, приведены далее в таблице. Она актуальна в 2020 году.
Вид автомобиля | ОК 013-2014 (ОКОФ) | Амортизационная группа | Срок полезного использования |
Легковой с бензиновым двигателем объемом до 3 500 куб. см включительно (3,5 л) | 310.29.10.21 | Третья | От 37 до 60 месяцев включительно |
Легковой с бензиновым двигателем объемом свыше 3 500 куб. см (3,5 л) | 310.29.10.22 | Пятая | От 85 до 120 месяцев включительно |
Легковой с дизельным двигателем | 310.29.10.23 | ||
Грузовой (бортовой, тягач или фургон) с максимальной массой не более 3,5 т включительно | 310.29.10.41.111 | Третья | От 37 до 60 месяцев включительно |
Грузовой с максимальной массой свыше 3,5 т | 310.29.10.41.112 | Пятая | от 85 до 120 месяцев включительно |
Самосвалы, автобензовозы, автолесовозы и некоторые другие грузовики независимо от максимальной массы | 310.29.10.41.120 | Четвертая | От 61 до 84 месяцев включительно |
Пояснение
Заметим, что большинство легковых автомобилей относятся к 3-й группе амортизации. Следовательно, срок их полезного использования составляет от 3 до 5 лет включительно, то есть от 37 до 60 месяцев.
Данные о типе транспортного средства, объеме его двигателя и разрешенной массе берите из ПТС.
Кроме того учтите, что в силу новой редакции абзаца 4 п. 1 ст. 259 НК РФ (внёс Закон от 29.09.2019 № 325-ФЗ) с 1 января 2020 года организации получили право переходить с одного метода (линейного или нелинейного) начисления амортизации на другой, но не чаще одного раза в 5 лет.
Отметим, что ранее закон устанавливал 5-летний срок только при переходе с нелинейного на линейный метод учета амортизации.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
В учете организации числится основное средство с наименованием «Озеленение» с кодом ОКОФ 180160040. Было докуплено еще одно зеленое насаждение. Как данную ситуацию отразить в учете? Необходимо отдельно учитывать или добавить к существующему основному средству?
15 августа 2018
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
В рассматриваемой ситуации как в бухгалтерском, так и в налоговом учёте затраты в виде стоимости приобретенного зеленого насаждения и стоимости услуг по его посадке в грунт увеличивают первоначальную стоимость объекта основного средства под названием «Озеленение». Создание нового объекта основных средств в данном случае не происходит.
В соответствии с п. 2 ст. 39 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» на юридических лиц, осуществляющих эксплуатацию зданий, сооружений и иных объектов, возложена обязанность по проведению мероприятий по благоустройству территорий в соответствии с законодательством. При этом согласно п. 4.12 Свода правил СП 18.13330.2011 «СНиП II-89-80*. Генеральные планы промышленных предприятий», утвержденного приказом Минрегиона России от 27.12.2010 N 790, между объектами, в том числе в составе индустриальных парков, промышленных кластеров, и жилой зоной необходимо предусматривать санитарно-защитную зону.
Кроме того, в силу Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 N 74, вокруг объектов и производств, являющихся источником воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается особая территория с особым режимом использования — санитарно-защитная зона, являющаяся по своему назначению барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.
Одним из элементов санитарно-защитной зоны является ее обязательное озеленение, включая посадку деревьев и кустарников, устройство газонов и последующий уход за ними.
Озелененные территории ограниченного пользования финансируются за счёт того объекта, при котором они создаются (п. 1.2.2 Правил создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах Российской Федерации, утвержденных приказом Госстроя России от 15.12.1999 N 153).
Так, например, согласно п. 2.4 решения Казанской городской Думы от 08.06.2006 N 2-9 «Об озеленении города» «юридические или физические лица, в пользовании (владении, распоряжении) которых находятся земельные участки с расположенными на них зелеными насаждениями (далее — землепользователи), обязаны содержать и охранять зеленые насаждения за счет собственных средств самостоятельно или путем заключения соответствующих договоров со специализированными организациями».
В своде правил СП 82.13330.2016 «Благоустройство территорий» (актуализированная редакция СНиП III-10-75, утвержден приказом Минстроя России от 16.12.2016 N 972/пр) со ссылкой на ст. 5 ГОСТ 28329-89 «Озеленение городов. Термины и определения» (утвержден постановлением Государственного комитета СССР по управлению качеством продукции и стандартам от 10.11.1989 N 3336) определено, что «зеленые насаждения — это совокупность древесных, кустарниковых и травянистых растений на определенной территории».
Порядок организации бухгалтерского учета активов, принимаемых в качестве основных средств (далее — ОС) регулируется:
— ПБУ 6/01 «Учет основных средств» (далее — ПБУ 6/01);
— Методическими указаниями по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденными приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91н (далее — Методические указания N 91н);
— Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкцией по его применению, утвержденными приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н);
— Положением по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций, утвержденным письмом Минфина России от 30.12.1993 N 160, в части, не противоречащей более поздним нормативным документам.
Согласно п. 5 ПБУ 6/01 к основным средствам относятся: здания, сооружения, рабочие и силовые машины и оборудование, измерительные и регулирующие приборы и устройства, вычислительная техника, транспортные средства, инструмент, производственный и хозяйственный инвентарь и принадлежности, рабочий, продуктивный и племенной скот, многолетние насаждения, внутрихозяйственные дороги и прочие соответствующие объекты.
Таким образом, законодательством о бухгалтерском учете многолетние насаждения рассматриваются как разновидность основных средств.
В соответствии с п. 6 ПБУ 6/01 единицей бухгалтерского учета основных средств является инвентарный объект, которым признается:
— объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций или
— обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов, представляющих собой единое целое и предназначенный для выполнения определенной работы.
Комплекс конструктивно сочлененных предметов — это один или несколько предметов одного или разного назначения, имеющие общие приспособления и принадлежности, общее управление, смонтированные на одном фундаменте, в результате чего каждый входящий в комплекс предмет может выполнять свои функции только в составе комплекса, а не самостоятельно.
Следовательно, созданные обществом объекты благоустройства в виде посаженных многолетних насаждений (деревьев и кустарников) входят в единый комплекс, связанный как с благоустройством территорий, так и с обслуживанием санитарно-защитной зоны на территории предприятия, их создание имеет обязательный характер, обусловлено специальными требованиями к производственно-технологическими процессам промышленного предприятия.
Соответственно, учёт каждого дерева или кустарника в качестве отдельного инвентарного объекта основных средств противоречит их функциональному назначению в качестве единого объекта «Озеленение», входящего и связанного с использованием и эксплуатацией созданной санитарно-защитной зоны на территории предприятия. Отдельные многолетние растения (куст, дерево) объектами основных средств, как правило, не являются. По-нашему мнению, отдельное дерево или куст могут признаваться в качестве самостоятельных единиц учета, только в случае их выращивания с целью дальнейшей реализации (питомник) или для научно-исследовательской работы (ботанический сад).
Пунктом 26 ПБУ 6/01 предусмотрено, что восстановление объекта основных средств может осуществляться посредством ремонта, модернизации и реконструкции.
По мнению специалистов Минфина России, чтобы выяснить, относятся ли выполненные работы к ремонту или реконструкции или модернизации, нужно правильно квалифицировать не сами работы, а их последствия для объекта основных средств (смотрите, например, письмо от 29.12.2009 N 03-03-06/1/830).
С позиции финансового ведомства, при разграничении модернизации и ремонта основных средств определяющее значение имеет изменение технологического или служебного назначения оборудования или приобретение им других новых качеств. При этом стоимость проведения работ в соответствии с главой 25 НК РФ не является критерием для такого разграничения (смотрите письма Минфина России от 22.04.2010 N 03-03-06/1/289 и от 24.03.2010 N 03-03-06/4/29).
Исходя из этого, можно прийти к выводу, что результатом приобретенных и произведенных работ стала модернизация основного средства с наименованием «Озеленение», поскольку посадка нового зеленого насаждения меняет как количественные параметры санитарно-защитной зоны (так как количество зеленых насаждений увеличилось), так и качественные характеристики указанной зоны (например, усиливается защитная функция от производственного шума).
Учет затрат, связанных с модернизацией и реконструкцией объекта ОС, ведется в порядке, установленном для учета капитальных вложений на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы» (п.п. 42, 70 Методических указаний). Затраты, учтенные на счете 08, списываются в дебет счета 01 «Основные средства» после завершения всех работ (абзац второй п. 42 Методических указаний).
На основании п. 27 ПБУ 6/01 затраты на модернизацию и реконструкцию объекта ОС после их окончания увеличивают первоначальную стоимость такого объекта.
Таким образом, в бухгалтерском учёте работы по посадке зеленого насаждения (после подписания акта выполненных работ) следует отразить следующими записями:
Дебет 08 Кредит 60
— отражена стоимость приобретённого зеленого насаждения и услуг по его посадке;
Дебет 01 Кредит 08
— увеличена стоимость объекта «Озеленение».
Поскольку определение понятия «благоустройство территории» отсутствует в действующем законодательстве, Минфин России рекомендует руководствоваться его общепринятым значением в контексте использования для целей законодательства о налогах и сборах. Так, под расходами в объекты внешнего благоустройства понимаются расходы, направленные на создание удобного, обустроенного с практической и эстетической точки зрения пространства на территории организации. Такие расходы непосредственно не относятся к каким-либо производственным зданиям и сооружениям и напрямую не связаны с коммерческой деятельностью организации (смотрите, например, письма Минфина России от 01.04.2016 N 03-03-06/1/18575, от 10.08.2012 N 03-03-06/4/83, от 03.08.2012 N 03-03-06/1/386).
К объектам внешнего благоустройства относят, например, устройство дорожек, скамеек, посадку деревьев и кустарников, устройство газонов и т.д. (письма Минфина России от 27.01.2012 N 03-03-06/1/35, от 02.04.2007 N 03-03-06/1/203).
В соответствии с п. 2 ст. 257 НК РФ модернизация объекта основных средств влечет за собой увеличение его первоначальной стоимости на сумму соответствующих затрат (с учетом положений абзацев второго, третьего п. 9 ст. 258 НК РФ).
Таким образом, в налоговом учёте затраты на приобретение зеленого насаждения и его посадке увеличивают первоначальную стоимость амортизируемого основного средства «Озеленение».
Рекомендуем также знакомиться с материалом:
— Энциклопедия решений. Учет реконструкции и модернизации основных средств.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ситдиков Ирек
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Родюшкин Сергей
Газель некст амортизационная группа. Амортизационная группа автомобиля
Транспортных средств при эксплуатации предприятием автомобилей? Постепенный перенос первоначальной стоимости объекта выполняется как в бухгалтерском, так и в налоговом учете. Поскольку суммы начисленной амортизации включаются в расходы компании, важно грамотно рассчитывать износ в течение всего срока полезного использования (СПИ) имущества. Разберемся в этом вопросе подробнее.
Амортизационная группа транспортных средств
Установление СПИ любого автомобиля зависит от его технических характеристик. В большинстве случаев это назначение транспорта, грузоподъемность, тип двигателя. Требуемые данные указаны в ПТС модели (строки 2-4) или руководстве по эксплуатации. Чтобы в учете организации амортизация транспортных средств начислялась правильно, необходимо, прежде всего, установить группу по Классификатору ОС , утвержденному в Постановлении № 1 от 01.01.02 г. Этот справочник был обновлен с 01.01.17 г. с введением в силу Постановления № 640 от 07.07.16 г.
Применять новые требования необходимо по тем транспортным средствам, которые были введены в эксплуатацию уже в 2017 г. Если же имущество начали использовать ранее указанной даты, следует рассчитывать износ в прежнем порядке. Согласно Классификации, почти все легковые автомобили (1-3 класса) относятся к 3 группе с СПИ от 3 до 5 лет. (код 310.29.10.2). Точнее установить группу можно по классу транспорта – малому, особо малому, среднему или большому в зависимости от объема двигателя.
Но если легковой автомобиль отнесен к 4 классу, то есть предназначен для управления инвалидом (код 310.29.10.24), устанавливается 4 группа с СПИ от 5 до 7 лет. А дорогостоящие легковые средства 5 класса амортизируются еще дольше – от 7 до 10 лет и для них утверждена 5 группа. Высший класс – это, по разъяснениям чиновников, представительские модели, к примеру, Mercedes-Benz CLS, Lexus, Jaguar, SAAB и пр.
Как установить срок полезного использования транспортных средств
Исходя из норм ст. 258 НК, срок полезного использования транспортных средств – это предполагаемый период эксплуатации объекта. Для того, чтобы ввести автомобиль в эксплуатацию, необходимо в пределах сроков по Классификатору установить СПИ и указать его в акте по форме ОС-1 . При это имейте в виду, что:
- 1 особо малый класс легкового автотранспорта – это машины с объемом двигателя не более 1,2 л.
- 2 малый класс – не более 1,8 л.
- 3 средний класс – не более 3,5 л.
- 4 большой класс – более 3,5 л.
- 5 высший класс – представительский (в соответствии с разъяснениями Таможенного Комитета в Письме № 04-30/3515 от 26.02.97 г.).
К примеру, автомобиль ВАЗ 2114 относится ко 2 классу, о чем говорит первая цифра 2 в наименовании модели. Следовательно, для начисления амортизации выбирается 3 группа: СПИ установлен в 37 мес. (в пределах от 37 мес. до 60 мес.). Утверждение одинакового срока в НУ и БУ позволит избежать возникновения разниц при последующем расчете.
Амортизация транспортных средств – расчет
Расчет амортизационных отчислений ведется в зависимости от выбранного способа. В налоговом учете разрешается использовать линейный или нелинейный метод (ст. 259 НК). В бухгалтерском – линейный, уменьшаемого остатка , пропорционально СПИ или пропорционально объему товаров/работ. Чтобы упростить ведение учета, рекомендуется выбрать в НУ и БУ линейный метод.
К примеру, предприятие купило в апреле легковой автомобиль стоимостью в 700 000 руб. Регистрация прошла в этом же месяце, а уже в мае объект был введен в эксплуатацию. По имеющимся рабочим характеристикам бухгалтер назначил 3 амортизационную группу, СПИ установлен в 40 мес. Способ начисления – линейный и в НУ, и в БУ. Первый износ начисляется в июне, ежемесячная сумма = 17 500 руб.
С 01.07.2017 года в счетах-фактурах появилась новая строка 8 «Идентификатор государственного контракта, договора (соглашения)». Естественно, заполнять этот реквизит нужно лишь при его наличии. В противном случае эту строку можно просто оставить пустой.
Получение льготы по имущественным налогам упростили
Со следующего года гражданам, имеющим право на льготу по налогу на имущество, транспортному и/или земельному налогу, не придется представлять в ИФНС подтверждающие право на льготу документы.
Амортизационная группа автомобиля
В зависимости от срока полезного использования (СПИ) амортизируемое имущество (основные средства и нематериальные активы) распределяется по амортизационным группам (п. 1 ст. 258 НК РФ). К каким амортизационным группам относятся автотранспортные средства, расскажем в нашей консультации.
Как определить амортизационную группу автомобиля?
Амортизационные группы основных средств, в т.ч. автотранспорта, определяются в соответствии с Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы (Постановление Правительства от 01.01.2002 № 1). В этой Классификации объекты основных средств распределены по амортизационным группам с I по X. В I амортизационную группу попадают основные средства с СПИ свыше 1 года до 2 лет включительно, а в X — основные средства, чей СПИ свыше 30 лет. Подробнее об обновленной Классификации основных средств, которая действует с 01.01.2017, мы рассказывали в .
К какой амортизационной группе относится грузовой автомобиль?
Группировка транспортных средств в целях расчета амортизации производится в зависимости от типа двигателя, массы и назначения автомобиля. Большинство грузового транспорта входит в 3-5 классификационные группы. Точные данные приведены в таблице ниже.
Амортизационные группы по транспорту для грузовых перевозок – с 01.01.17 г.
Вид грузового автомобиля
Код действующего ОКОФ
Дизельный транспорт с предельной грузоподъемностью в 3,5 т.
Актуальное значение 310.29.10.41.111
Бензиновый автотранспорт с предельной грузоподъемностью в 3,5 т.
Актуальное значение 310.29.10.42.111
Автотранспорт грузовой и тягачи дорожного типа к полуприцепам (к примеру, фургоны, самосвалы, бортовой транспорт, тягачи)
Актуальное значение 310.29.10.4
Дизельный транспорт с 3,5 до 12 т. максимум
Актуальное значение 310.29.10.41.112
Дизельный транспорт более 12 т.
Актуальное значение 310.29.10.41.113
Бензиновый транспорт с массой свыше 3,5 до 12 т.
Актуальное значение 310.29.10.42.112
Бензиновый транспорт с возможной грузоподъемностью свыше 12 т.
Актуальное значение 310.29.10.42.113
Автотранспорт спецназначения (седельные тягачи)
Актуальное значение 310.29.10.5
Актуальное значение 310.29.10.59.270
Автотранспорт спецназначения, не включенный в остальные группы (типа мусоровозов)
Актуальное значение 310.29.10.59.390
Порядок применения новой редакции Классификатора ОС
Обновленные группы для установления СПИ вступили в действие в связи с принятием новых ОКОФ. Применять указанные нормы необходимо в отношении того транспорта, который начал эксплуатироваться с 1 января 2017 г. Менять группу и СПИ по автомобилям, введенным в эксплуатацию ранее 2017 г., не требуется.
К примеру, в июне 2016 г. организация приобрела грузовой бортовой автомобиль модели Камаз-5320, а с июля транспорт был запущен в эксплуатацию. Бухгалтером установлена амортизационная группа «Камаза», как четвертая (срок 5-7 лет), предназначенная для бортового транспорта общего назначения.
Как видно из таблицы по новой Классификации, для этого вида грузового транспорта группа не изменилась.
Важно! Для облегчения перехода на новые коды ОКОФ Росстандартом была сформирована сопоставительная рекомендательная таблица – приказ ведомства № 458 от 24.04.16 г.
Эксплуатация собственного или лизингового транспорта обязывает в налоговом и бухгалтерском учете утвердить параметры начисления физического износа – период, ежемесячную сумму. Независимо от метода амортизации, срок полезного использования автомобиля является определяющим критерием расчета.
Бухгалтерское законодательство предлагает предприятиям самостоятельно определить время продуктивной эксплуатации. Налоговый кодекс ограничивает специализированными классификаторами, предлагая преференции. Пример: срок полезного использования автомобиля в лизинге для целей налогообложения можно сократить в 2 раза. Чтобы исключить возникновение разниц, упростить ведение учета на практике применяют параграфы налогового законодательства.
Как определить срок полезного использования легкового автомобиля
Статья 258 НК устанавливает 10 амортизационных категорий имущества, систематизированных по периодам минимальной и максимальной эффективности. К какой группе относится принятый на баланс организации транспорт, раскрывает Классификатор основных средств. В нем сгруппированы ОС по присвоенным номерам согласно стандарту ОКОФ (Общероссийский классификатор основных фондов).
Чтобы найти, какой срок полезного использования автомобиля, сначала выбираются группы, в которые он может входить. Затем через ОКОФ уточняются параметры.
Пример
Предприятие купило ВАЗ 2172 (Приора). В Классификаторе находим, что легковушки включены в 3, 4, 5 категории, в которых срок полезного использования автомобиля варьируется от 36 до 120 месяцев. Но в четвертой специализированные модели для инвалидов, а в пятой указан объем двигателя 3,5 л и высший класс. Отечественные авто предназначены для средних слоев населения и суммарная вместимость цилиндров Приоры по техническому паспорту составляет 1,6 л.
В третьей группе срок полезного использования легкового автомобиля по классификатору равен 3-5 лет и указан общий код ОКОФ 310.29.10.2. Расшифровка значения покажет, что под разряд подпадают только новые машины с объемом двигателя от микролитражных до крупнолитражных, использующие дизель и бензин. Разделения на производителей в правовых актах нет. Важны техническая характеристика и дата выпуска.
Как определить срок амортизации легкового автомобиля б/у или без документов? Налоговый кодекс в п 12. ст. 258 относит подержанное имущество к той же группе, что и новое. Для выбора нормы рабочей пригодности предлагается 3 варианта:
- Применять сроки амортизации автотранспорта, указанные в Классификаторе для новых объектов;
- Исключить из принятого в Классификаторе периода время эксплуатации предыдущим собственником, применить для расчета оставшееся;
- Использовать срок амортизации автомобиля, принятый предыдущим владельцем за минусом периода до приобретения.
Важно. Паспорт технического средства не подтверждает срок амортизации автомобиля, его эксплуатацию – решение АС Московского округа по делу № А40-191195/14 от 14.10.2015.
Установить срок полезного использования грузового автомобиля
Для грузовиков время эффективной работы, целесообразного содержания определяется аналогично легковушкам. Находятся группы амортизации , коды ОКОФ. Из расшифровок видно, что:
- Транспорт грузоподъемностью не более 3,5 тонн относится к 3-й группе;
- Срок полезного использования автокрана, а также самосвалов, бортовых, фургонов свыше 60 до 84 месяцев включительно;
- В пятую группу вошли грузовые авто с грузоподъемностью от 3,5 т, мусоровозы, прицепы, тягачи.
В Классификаторах срок амортизации грузового автомобиля зависит не от объема двигателя, используемого топлива. Решающее значение имеют перевозимый, поднимаемый вес и техническое оснащение.
Специализированные средства перевозки разбросаны по разным группам. Пример: штабелеры эксплуатируются наравне с мусоровозами, а бетоновоз и автопогрузчик срок полезного использования имеют равный автокрану. Поэтому, ставя на баланс имущество надо учитывать характеристики, указанные производителем. И по ним точно устанавливать категорию транспортного средства – это поможет избежать споров с контролирующими органами.
Знание, как определить срок полезного использования автомобиля, необходимо в бухгалтерском учете не только для правильного начисления износа, но и для страхования имущества. Оба расхода уменьшают налогооблагаемую прибыль, и инспекторы придирчиво проверяют объекты.
В процессе работы организация может устанавливать на транспортное средство новое оборудование взамен пришедшему в негодность или с целью улучшить эксплуатационные параметры. От вида новшеств зависит амортизация автомобиля, срок полезного использования. Пример: на бортовой грузовик поставили фургон – грузоподъемность снизилась за счет увеличения общей массы.
Счет-фактура: строку «идентификатор госконтракта» можно не заполнять
С 01.07.2017 года в счетах-фактурах появилась новая строка 8 «Идентификатор государственного контракта, договора (соглашения)». Естественно, заполнять этот реквизит нужно лишь при его наличии. В противном случае эту строку можно просто оставить пустой.
Штраф за представление пояснений по НДС не по установленной форме можно оспорить
Налогоплательщики, обязанные сдавать НДС-декларацию в электронном виде, и пояснения к ней в ответ на требования налоговиков должны направлять по ТКС. Существует утвержденный формат для таких электронных пояснений. Но как следует из недавнего решения ФНС, даже если пренебречь установленным форматом, штрафа быть не должно.
Налог на прибыль: как подтвердить расходы на электронный авиабилет
Если авиабилет для командированного сотрудника был приобретен в электронной форме, для подтверждения в «прибыльных» целях «дорожных» расходов, среди прочего, требуется посадочный талон с отметкой о досмотре. А что делать, если в заграничном аэропорту такие отметки ставить не принято?
Определение суммы «детских» вычетов больше не вызовет трудностей
Чаще всего работники обращаются к работодателю за получением вычета по НДФЛ на детей. И хорошо, если у работника только один ребенок. А если их, к примеру, четверо и двое из них уже совершеннолетние, то у бухгалтера может возникнуть вопрос, в каком размере предоставить «детский» вычет. На помощь в подобной ситуации придет наш новый .
Получение льготы по имущественным налогам упростили
Со следующего года гражданам, имеющим право на льготу по налогу на имущество, транспортному и/или земельному налогу, не придется представлять в ИФНС подтверждающие право на льготу документы.
Содержание журнала № 13 за 2012 г.
Л.А. Елина, экономист-бухгалтер
«Сканируем» новый автомобиль
Как определить класс машины, необходимый для ее амортизации и для расчета транспортного налога
Амортизационную группу автомобиля для целей налогообложения не всегда легко определить однозначно. Меж тем допущенная при этом оплошность грозит неправильной амортизацией. Как следствие — ошибки в расчете налога на прибыль. К тому же неправильное определение типа транспортного средства может привести к ошибке в расчете транспортного налога. Поэтому уделим этому вопросу особое внимание. О машинах для инвалидов и спецтехнике говорить в статье не будем.
Определяем амортизационную группу легкового авто
Амортизационная группа легкового автомобиля зависит не только от рабочего объема его двигателя, но и от его класса.
Объем двигателя автомобиля | Класс легкового автомобиля | Срок полезного использовани я | Амортизационная груп-п апп. 1, 3 ст. 258 НК РФ |
До 1,2 л включительно | Особо малый | 3-я | |
Свыше 1,2 л до 1,8 л включительно | Малый | ||
Свыше 1,8 до 3,5 л включительно | Средний | ||
Свыше 3,5 л | Большой | 5-я | |
Не имеет значения | ВысшийВ высший класс могут попасть и авто с небольшим объемом двигателя |
Как видим, если объем двигателя вашей новой машины превышает 3,5 л, то его амортизационная группа — однозначно 5-я. Также не возникнет сложностей в определении группы для недорогих малолитражных автомобилей: бюджетные легковушки никак не могут попасть в высший класс. Скорее всего, они попадут в 3-ю амортизационную группу.
Подробнее о льготах для энергоэффективных основных средств вы можете прочитать: 2012, № 10, с. 19
Сложнее всего определиться с амортизационной группой респектабельных автомобилей с объемом двигателя до 3,5 л. Так, сомнения могут появиться, в частности, при покупке Audi А8 или Nissan Teana. К какому классу их отнести: к высшему или иному? В Классификации ОС никаких четких ориентиров нет.
Внимание
Класс автомобиля важен и при отнесении его к энергоэффективному ОС для возможности использования ускоренной амортизации и льгот по налогу на имуществ оподп. 4 п. 1 ст. 259.3 , п. 21 ст. 381 НК РФ .
Есть довольно старое Письмо Таможенного комитета, в котором к высшему классу рекомендовано относить автомобили представительского класс аПисьмо ГТК от 26.02.97 № 04-30/3515 . К этому Письму ГТК отсылают и налоговик иПисьмо УФНС по г. Москве от 21.12.2011 № 16-15/ . А что считать представительскими машинами — решается индивидуально, при этом учитываются престижность марки, цена, комфортабельность салона и так далее.
К примеру, у гибридного Lexus CT 200h бензиновый двигатель — 1,8 л, а цена автомобиля может доходить до 1,7 млн руб. Отнести такую машину к малому классу, конечно, можно, но у проверяющих это наверняка вызовет вопросы.
В качестве экспертов они могут привлечь специалистов компании-производителя. И наверняка те подтвердят налоговикам (как уже подтвердили нам в телефонном разговоре), что все машины марки Lexus — представительского класса, а значит, высшего.
Есть и другой подход: к высшему классу относить только легковушки длиной свыше 4,9 м. Он предложен Министерством экономики в 1998 г.Методическое руководство РД 37.009.015-98, утв. Минэкономики 04.06.98 И в одном судебном споре организации удалось отстоять свою позицию — ссылаясь на небольшую длину своей машины, она утверждала, что автомобиль не относится к высшему классу (а следовательно, его не надо включать в 5-ю амортизационную групп уПостановление 17 ААС от 08.12.2008 № 17АП-8900/2008-АК ). Правда, есть и противоположные судебные решени яПостановление 11 ААС от 24.02.2011 № А72-6500/2010 .
Вместе с тем если ваша машина длиннее 4,9 м, но на высший класс никак не тянет (это может быть недорогой универсал), то можете смело игнорировать рекомендации Минэкономики.
Дело в том, что само Методическое руководство не было нигде ни зарегистрировано, ни опубликовано. А следовательно, не может устанавливать какие-то «правила игры».
Амортизационные группы для грузовых машин и автобусов
Для автобусов и грузовиков все зависит исключительно от их технических характеристик.
Вид транспортного средства | Срок полезного использовани яПостановление Правительства от 01.01.2002 № 1 | Амортизационная груп-п апп. 1, 3 ст. 258 НК РФ | |
Автобус | Длиной не более 7,5 м | Свыше 3 лет до 5 лет включительно | 3-я |
Длиной свыше 7,5 м до 16,5 м включительно | 4-я | ||
Особо большие длиной свыше 16,5 м до 24 м включительно | Свыше 7 лет до 10 лет включительно | 5-я | |
Автомобиль грузовой | Грузовик грузоподъемностью до 0,5 т | Свыше 3 лет до 5 лет включительно | 3-я |
и общего назначения | Грузовики общего назначения грузоподъемностью свыше 5 т | Свыше 7 лет до 10 лет включительно | 5-я |
Тягачи седельные | |||
Иные автомобили грузовые, дорожные тягачи для полуприцепов (автомобили общего назначения: бортовые, фургоны, автомобили-тягачи; автомобили-самосвалы) | Свыше 5 лет до 7 лет включительно | 4-я |
При выборе группы амортизации важно правильно определить вид транспортного средства. Эту информацию прежде всего надо искать в строках 2- 4 паспорта транспортного средства (ПТС)Письма Минфина от 19.03.2010 № 03-05-05-04/05 , от 17.01.2008 № 03-05-04-01/1 .
ПАСПОРТ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА
00 АА 000000
B — A — мотоциклы, мотороллеры и другие мототранспортные средства;
— B — автомобили, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 кг и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает восьми;
— C — автомобили, за исключением относящихся к категории «D», разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 кг;
— D — автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие более 8 сидячих мест, помимо сиденья водителя;
— прицеп — транспортное средство, предназначенное для движения в составе с транспортным средством. Этот термин включает в себя полуприцеп ып. 28 приложения № 1 к Приказу МВД, Минпромэнерго, Минэкономразвития от 23.06.2005 № 496/192/134
Если в строке 4, к примеру, указан тип «С», в строке 3 написано «Грузовой», а вторая цифра номера марки машины в строке 2 — это тройка, то сомнений нет: перед нами грузовая машин аОтраслевая нормаль ОН 025 270-66; приложение № 3 к Методическим рекомендациям, утв. Распоряжением Минтранса от 14.03.2008 № АМ-23-р . Если организация купила импортную машину, то цифрового обозначения ее марки в строке 2 может и не быть. К примеру, просто написано «Mercedes-Benz Actros». Тогда надо смотреть на строки 3 и 4.
Кстати, иногда в строке 3 ПТС сотрудники автоинспекции пишут разные наименования для одного и того же транспортного средства. К примеру, в ПТС на «Соболь-Баргузин» встречаются такие варианты: «грузопассажирская», «специализированное пассажирское ТС 6 мест», «универсал» и т. д. Что окончательно может запутать бухгалтера. В этом случае единственно верный ориентир — вторая цифра в модели ТС.
Тип транспортного средства напрямую влияет не только на срок его полезного использования, но и на величину транспортного налога.
Иногда из строк 2 или 3 следует, что автомобиль — не легковой (грузовой, автобус, специальный и т. п.), а в строке 4 ПТС стоит категория «В». Некоторые бухгалтеры считают, что такая категория означает, что автомобиль — легковой. Ведь для его управления требуются обычные права! Некоторым организациям удавалось в суде отстоять такую позицию. К примеру, однажды суд счел автомобили легковыми лишь потому, что в их ПТС была указана категория «В «Постановление ФАС МО от 14.07.2011 № КА-А40/17115-10 . Но это редкость. Категория «В» у транспортного средства вовсе не означает, что перед нами — легковой автомобиль. На что прямо указывают другие суд ыПостановления ФАС СКО от 09.12.2010 № А32-10605/2008-12/122 ; ФАС УО от 24.11.2011 № Ф09-7735/11 , от 24.11.2011 № Ф09-7713/11 ; 7 ААС от 12.04.2011 № 07АП-1877/11 . Кстати, Минфин, ссылаясь на одно из определений ВАСОпределение ВАС от 14.10.2009 № ВАС-11908/09 , прямо указывает, что ГАЗ-2705 («Газель-Бизнес») относится к категории грузовых автомобилей (несмотря на то что в строке 4 ПТС таких машин указана именно категория «В»)Письмо Минфина от 21.10.2010 № 03-05-06-04/251 .
И все эти споры далеко не праздные. Как вы, наверное, знаете, тип транспортного средства очень важен и при расчете транспортного налога. Так, при одинаковой мощности двигателя — к примеру, от 100 до 150 лошадиных сил, базовая ставка для легковушки — 3,5 руб. на 1 лошадиную силу, для автобуса — 5 руб/л. с., для грузовика — 4 руб/л. с.п. 1 ст. 361 НК РФ
Базовые ставки транспортного налога могут быть увеличены или уменьшены законом субъекта РФ (но не более чем в 10 раз)п. 2 ст. 361 НК РФ .
Ставки транспортного налога, установленные субъектами РФ, можно найти: раздел «Региональное законодательство» системы КонсультантПлюс
В категорию «В», помимо легковых автомобилей, входят также небольшие автобусы и грузовички. Так что если ваши «Газель», «Соболь-Баргузин» или другое похожее авто предназначены для перевозки грузов и это указано в ПТС, а вторая цифра марки ТС — не «1» и не «2», то безопаснее признать автомобиль грузовым. И место ему в 4-й амортизационной группе, а не в 3-й. Если же вторая цифра — «2», то перед нами — автобус (3-я амортизационная группа). А вторая цифра «7» в марке автомобиля означает, что это грузовой фургон и его надо относить к 4-й амортизационной группе.
Кстати, специалисты налоговых органов не прочь «поиграть» с законом, разворачивая его то в одну, то в другую сторону — в зависимости от того, что им выгодно в конкретной ситуации. Так, требуя транспортный налог с владельцев спорных «Газелей» и «Соболей», они будут настаивать на том, что эти машины не имеют никакого отношения к легковым. Однако когда инспекторы проверяли производителя тех же машин, они стали доказывать обратное. И не случайно — только при продаже легковых автомобилей нужно платить акциз. Инспекция доначислила ООО «Автозавод “ГАЗ”» акцизы и НДС, сочтя легковыми проданные автомобили марок ГАЗ-2217, 22171, 22177, 221717, 3221, 32217. Однако суды не поддержали налоговую служб уПостановление ФАС СЗО от 10.12.2010 № А56-7511/2010 . Они рекомендовали смотреть на тип автомобиля (на вторую цифру модели). А раз она — «2», то перед нами не легковой автомобиль, а автобус.