Агрегаты для технического обслуживания автомобилей

Агрегаты для технического обслуживания автомобилей

В процессе эксплуатации автомобиля вследствие изнашивания деталей и других сопутствующих явлений происходит постепенное ухудшение технического состояния автомобиля, что приводит к снижению его производительности и повышению себестоимости перевозок.

Для того чтобы использование автомобиля было рентабельным в течение всего периода эксплуатации, его необходимо регулярно подвергать определенному комплексу технических воздействий, которые в зависимости от назначения и характера выполняемых работ можно разделить на две группы:
1) воздействия, направленные на поддержание автомобиля в работоспособном состоянии в течение как можно большего периода эксплуатации и подготовку его к работе;
2) воздействия, направленные на восстановление утраченной работоспособности агрегатами, механизмами и деталями автомобиля.

Комплекс профилактических мероприятий первой группы составляет систему технического обслуживания, а второй — систему восстановления ремонта автомобилей.

Рекламные предложения на основе ваших интересов:

В СССР принята планово-предупредительная система технического обслуживания автомобилей. Сущность этой системы состоит в том, что после установленного пробега автомобиль по заранее составленному плану подвергается определенному виду технического обслуживания. Каждый вид технического обслуживания включает строго установленную номенклатуру работ, которые должны быть выполнены обязательно.

Принудительное выполнение технических обслуживаний позволяет своевременно выявлять и устранять неисправности, возникающие в механизмах и агрегатах автомобиля, или причины, которые могут повлечь за собой неисправности. Следовательно, техническое обслуживание автомобилей является предупредительным (профилактическим) мероприятием, направленным на предупреждение возникновения и развития неисправностей, аварийных износов и поломок деталей.

Планово-предупредительная система должна:
а) обеспечить в процессе эксплуатации уровень надежности, предусмотренный при проектировании и изготовлении автомобиля;
б) обеспечить высокий коэффициент технической готовности автомобиля;
в) повысить безопасность движения;
г) обеспечить экономическую работу автомобиля.

Рационально организованная система технического обслуживания предусматривает также проведение обкатки новых и капитально отремонтированных автомобилей и их агрегатов перед вводом в эксплуатацию.

В соответствии с положением о техническом обслуживании и текущем ремонте подвижного состава автомобильного транспорта установлено техническое обслуживание следующих видов:
а) ежедневное— (ЕО);
б) первое — (ТО-1);
в) второе — (ТО-2).

Ежедневное обслуживание выполняется один раз в сутки после работы подвижного состава на линии и должно включать в себя общий внешний контроль автомобиля, направленный на обеспечение безопасности движения, поддержание внешнего вида и заправку его топливом, маслом и водой.

Периодичность первого и второго технического обслуживания устанавливают по пробегу в зависимости от условий эксплуатации.

Основное назначение первого и второго технических обслуживаний — снизить интенсивность изнашивания деталей своевременным выполнением контрольных, смазочных, крепежных, регулировочных и других работ, а также своевременно выявить и устранить неисправности или причины, которые могут повлечь возникновение неисправностей.

Техническое обслуживание всех видов проводится в объеме перечня основных операций по утвержденному плану-графику.

Необходимость дифференцировать периодичность первого и второго технических обслуживаний в зависимости от категории условий эксплуатации обусловливается тем, что на надежность и долговечность больше всего влияют дорожные условия и режимы использования автомобиля. Однако такую дифференциацию условий эксплуатации, периодичность и трудоемкость обслуживания нельзя признать достаточно обоснованными, поскольку в ней не отражено влияние на интенсивность изнашивания и трудоемкость работ, климатических условий, возрастного состава парка и др. Поэтому в зависимости от условий эксплуатации и типов подвижного состава автохозяйства; тресты, управления и другие транспортные организации обязаны выбирать периодичность и корректировать трудоемкость технического обслуживания.

Читайте также:  Крутой тюнинг чип фус

Прицепной состав (прицепы и полуприцепы) проходит техническое обслуживание в те же сроки, что и автомобили. Для него установлено ежедневное, первое и второе технические обслуживания.

Нормативы трудоемкости технического обслуживания подвижного состава автомобильного транспорта и текущего ремонта установлены с учетом типовых перечней обязательных работ для каждого вида обслуживания и рассчитаны на автотранспортные предприятия, оснащенные типовым оборудованием.

Как отмечалось выше, все виды ремонта выполняются только по потребности на основании заявок шофера, заключения механика или специальной комиссии, проверявшей техническое состояние автомобиля. Выполнение ремонтов по потребности рассеивает срок службы деталей, механизмов и агрегатов автомобиля. Назначение ремонта заключается в устранении возникших неисправностей и восстановлении работоспособности подвижного состава.

Для междугородных автобусов, такси, городских автобусов, работающих на постоянных маршрутах, автомобилей скорой медицинской помощи, пожарных машин и бензовозов некоторые ремонтные работы, особенно по агрегатам и механизмам, обеспечивающим безопасность движения, должны выполняться в заранее установленные сроки в принудительном порядке.

В соответствии с назначением и характером выполняемых работ установлены ремонты двух видов: текущий (TP) и капитальный (КР). Эти ремонты могут выполняться по автомобилю в целом или по отдельным его агрегатам, узлам, механизмам. Текущий ремонт автомобиля восстанавливает или заменяет, ремонтирует неисправные, износившиеся или поврежденные детали, узлы, механизмы и агрегаты, кроме базовых (табл. 9). Необходимость в текущем ремонте определяют во время контроля автомобиля на контрольно-техническом пункте по возвращении его с линии и в процессе выполнения технического обслуживания, а также на основании заявки шофера.

При капитальном ремонте автомобиля восстанавливается его техническое состояние в соответствии с техническими условиями на ремонт, сборку и испытание агрегатов и автомобилей. При этом должен быть обеспечен установленный межремонтный пробег автомобиля с условием его правильной эксплуатации. Автомобиль может быть направлен в капитальный ремонт, если рама и кабина для грузовых автомобилей или кузов для легковых автомобилей и автобусов, а также большинство агрегатов нуждаются в капитальном ремонте. Норма пробега автомобилей и их агрегатов до капитального ремонта регламентируются.

В виде исключения допускается производить средний ремонт автомобилей для случаев эксплуатации подвижного состава в тяжелых условиях. При среднем ремонте производится замена двигателя, требующего капитального ремонта, углубленный контроль технического состояния автомобиля и одновременное устранение выявленных неисправностей с заменой или ремонтом деталей, окраска кузова и выполнение других необходимых работ, восстанавливающих работоспособность автомобиля. Средний ремонт автомобиля производится с периодичностью свыше одного года.

Агрегат направляется на капитальный ремонт, если его базовая деталь нуждается в ремонте, требующем полной разборки агрегата (техническое состояние агрегата ухудшилось в связи со значительным износом большинства его деталей). Продолжительность простоя автомобиля на капитальном ремонте регламентируется.

Простой автомобиля можно сократить, осуществляя ремонт агрегатным методом, при котором неисправные узлы, агрегаты и приборы заменяются на годные, взятые из оборотного фонда. Количество оборотных агрегатов устанавливается с учетом расстояния до авторемонтного предприятия, годового и межремонтного пробега автомобиля. Капитальный ремонт автомобилей, агрегатов и узлов производится на авторемонтных предприятиях на основании договора между автотранспортным и авторемонтным предприятиями. Значительная удаленность автотранспортных предприятий от авторемонтных баз или наличие у автотранспортных предприятий собственной ремонтной базы разрешает использовать ее для проведения капитального ремонта автомобилей, агрегатов, узлов и приборов. В этих случаях, а также в авторемонтных предприятиях мощностью до 500 капитальных ремонтов в год детали и агрегаты не обезличиваются.

Читайте также:  Двигатель внутреннего сгорания устройство теплового двигателя

Автомобили, не пригодные по своему техническому состоянию к дальнейшей эксплуатации, подлежат списанию в соответствии с установленным порядком.

Техническое обслуживание и ремонт автомобилей

Основой технического обслуживания и ремонта автомобилей является планово-предупредительная система технического обслуживания и ремонта с принудительным выполнением технического обслуживания в плановом порядке и выполнением ремонта по потребности.

Предусматриваются следующие виды технического обслуживания автомобилей:

  • ежедневное техническое обслуживание (ЕО)
  • первое техническое обслуживание (ТО-1)
  • второе техническое обслуживание (ТО-2)
  • ремонты — текущий (TP) и капитальный (КР)

Текущие ремонты подразделяются на текущий ремонт автомобиля и текущий ремонт агрегатов, узлов и механизмов.

Капитальные ремонты подразделяются на капитальный ремонт автомобиля (прицепа) в целом и капитальный ремонт агрегатов, узлов и механизмов.

Периодичность технического обслуживания нормируется в зависимости от категории условий эксплуатации.

При среднемесячном пробеге подвижного состава, меньшем периодичности ТО-1, его проводят не реже одного раза в месяц, а ТО-2 не реже двух раз в год.

Краткая характеристика каждого вида технического обслуживания и ремонта приводится ниже.

Ежедневное техническое обслуживание (ЕО) имеет своим назначением контроль технического состояния подвижного состава с целью обеспечения безопасности движения на дорогах, заправку эксплуатационными материалами и поддержание надлежащего внешнего вида подвижного состава.

Ежедневное техническое обслуживание, выполняемое в межсменное время, включает контрольно-осмотровые работы по механизмам управления, приборам освещения, кузову, кабине, а также уборочно-моечные и обтирочно-сушильные операции и заправку топливом, маслом, сжатым воздухом и охлаждающей жидкостью.

Первое и второе технические обслуживания (ТО-1 и ТО-2) имеют своим назначением снизить интенсивность изнашивания агрегатов и механизмов автомобиля путем своевременного выявления неисправностей и их предупреждения.

Категория условий эксплуатации Характеристика условий эксплуатации ТО-1 ТО-2
Периодичность, км
1 (легкие) Загородные дороги преимущественно с асфальтобетонным и другими усовершенствованными твердыми покрытиями, находящимися в хорошем состоянии 1600-1800 8000-9000
2 (средние) Загородные дороги преимущественно со щебеночным, гравийным, булыжным и другими каменными покрытиями, находящимися в удовлетворительном состоянии. Работа в условиях напряженного городского движения 1300-1500 6500-7500
3 (тяжелые) Грунтовые, горные или неисправные дороги со щебеночным, гравийным, булыжным или другими твердыми покрытиями. Работа в условиях повышенного маневрирования (на строительстве дорог, в карьерах, котлованах, на лесоразработках) 1000-1200 5000-6000

Примечаиие. Для каждой категории условий эксплуатации наибольшая периодичность технического обслуживания принимается для легковых автомобилей и автобусов, средняя между наибольшей и наименьшей — для грузовых бортовых автомобилей и наименьшая — для автопоездов и автомобилей-самосвалов

Первое техническое обслуживание (ТО-1) заключается в наружном техническом осмотре всего автомобиля и выполнении в установленном объеме контрольных, крепежных, регулировочных, смазочных, электротехнических и заправочных работ с проверкой работы двигателя, рулевого управления, тормозов и других механизмов на ходу автомобиля в обязательном порядке в межсменное время периодически через установленные в зависимости от условий эксплуатации пробеги.

Второе техническое обслуживание (ТО-2) включает более углубленную проверку состояния всех механизмов и приборов автомобиля (со снятием приборов питания и электрооборудования для контроля и регулировки в цехах), выполнение в установленном объеме крепежных, регулировочных, смазочных и других работ, а также проверку агрегатов, механизмов и приборов на ходу автомобиля.

Тип автомобиля Основные агрегаты
Грузовой автомобиль Двигатель, задний мост, передний мост, коробка передач, карданная передача, рулевой механизм, кабина, рама, кузов, подъемный механизм
Легковой автомобиль или автобус Двигатель, задний мост, передний мост, коробка передач, карданная передача, рулевой механизм, рама, кузов
Читайте также:  Жидкость для пузырьковой машины

Текущий ремонт автомобиля имеет своим назначением устранение неисправностей путем мелкого ремонта или замены деталей, узлов и агрегатов и выполняется по потребности в межсменное время без нарушения нормального режима работы автомобиля. При текущем ремонте устраняют повреждения и мелкие неисправности, обнаруженные при осмотре автомобиля по возвращении с линии, при техническом обслуживании или по заявкам водителей.

Текущий ремонт агрегата состоит в устранении его неисправностей заменой или ремонтом поврежденных деталей, кроме базовых.

Агрегаты Базовая деталь
Двигатель (со сцеплением) Блок цилиндров
Задний мост Картер заднего моста
Передний мост Балка передней оси или поперечина независимой подвески
Коробка передач Картер коробки передач
Рулевой механизм Картер рулевого механизма
Подъемный механизм Головка цилиндров подъемного механизма и картер коробки отбора

Мощности Кузов Корпус кузова Рама Продольные балки

Базовой называется деталь, износ и повреждение которой оказывает основное влияние на работоспособность сопряженных с ней деталей и узлов или агрегата в целом. Если время, потребное для ремонта агрегата непосредственно на автомобиле, превышает время, необходимое для его замены, автомобиль ремонтируют в этом случае заменой неисправного агрегата исправным.

Текущий ремонт включает разборочно-сборочные, слесарномеханические, электротехнические, медницкие, сварочные, кузнечные и другие работы.

Капитальный ремонт автомобиля производится по потребности, выявленной в результате технического осмотра, и имеет целью полное восстановление его технического состояния в соответствии с техническими условиями. При этом ремонте большинство агрегатов автомобиля, в том числе двигатель, а для пассажирских автомобилей также и кузов, одновременно подвергаются капитальному ремонту. При капитальном ремонте полностью разбирают автомобиль на отдельные агрегаты, а агрегаты — на узлы и детали. Детали разобранного агрегата контролируют и сортируют на годные, требующие ремонта и негодные. Негодные детали заменяют новыми, а детали, требующие ремонта, восстанавливают. После укомплектования деталями агрегаты собирают, испытывают и регулируют. При обезличенном методе ремонта автомобиль собирают из ранее отремонтированных агрегатов и подвергают испытанию пробегом. Автомобиль направляют в капитальный ремонт в том случае, когда большинство основных его агрегатов, в том числе кабина и рама для грузовых автомобилей или кузов для легковых автомобилей, требуют капитального ремонта. За весь свой срок службы автомобиль, как правило, должен быть подвергнут не более чем двум капитальным ремонтам. В виде исключения допускается средний ремонт автомобилей для тяжелых условий эксплуатации В этом случае средний ремонт имеет своим назначением замену двигателя (требующего капитального ремонта), углубленный контроль технического состояния автомобиля и устранение неисправностей агрегатов и узлов с заменой или ремонтом деталей, а также окраску кузова и другие восстановительные работы.

Капитальный ремонт основных агрегатов имеет целью восстановление их технического состояния; этот ремонт производят по потребности в том случае, когда техническое состояние агрегата в связи со значительными износами деталей сильно ухудшилось, не обеспечивает нормальной его работы и не может быть восстановлено текущим ремонтом, а также когда базовая деталь по своему состоянию нуждается в ремонте или замене.

Оцените статью