Агрегат для консервации машин
§ 4. Консервация автомобилей
Под консервацией автомобилей понимается длительное хранение технически исправных и полностью укомплектованных автомобилей. При консервации допускается снятие с автомобиля аккумуляторов и шин для хранения их в специальных (улучшенных) условиях. В целях обеспечения сохранности машин с них, как правило, сливают воду и топливо. Масло в агрегатах должно быть заправлено, а давление воздуха в шинах (если они не сняты) в пределах нормы. Консервация заключается в подготовке машин к хранению, хранении машин, периодическом контроле их технического состояния и комплектности и в их техническом обслуживании в период хранения.
При подготовке к консервации проводят контроль и техническое обслуживание автомобиля в объеме ТО-2, а также производят дополнительные работы, большинство которых направлено на обеспечение максимальной герметичности агрегатов для предохранения от воздействия атмосферного воздуха. Кроме того, грузовой автомобиль подкрашивают, а все неокрашиваемые металлические поверхности (в том числе хромированные, никелированные и другие) покрывают слоем антикоррозионной смазки. Во всех агрегатах производится смена смазки и промываются картеры, сапуны картеров обертывают промасленной бумагой. Систему смазки двигателя промывают маловязким маслом, заменяют фильтрующий элемент тонкой очистки, промывают корпус фильтра и продувают маслопроводы.
Чрезвычайно важно предохранить от коррозии цилиндры двигателя. Для этого нужно удалить из них отработанные газы и нейтрализовать их действие. При этом карбюраторный двигатель останавливают (глушат) на малых оборотах, перекрывая бензиновый кран, чтобы полностью израсходовать бензин из карбюратора и топливопроводов. Затем продувают цилиндры, вращая коленчатый вал стартером при вывернутых свечах и открытой крышке маслоналивного патрубка.
Далее необходимо смазать поверхности цилиндров. Для этого в каждый цилиндр через свечное отверстие при помощи шприца или воронки с резиновой трубкой заливают по 50 см 3 сиежего обезвоженного масла, применяющегося для данного двигателя, проворачивают коленчатый вал на 10 — 15 оборотов и ввертывают свечи. Для предохранения резьбы свечей от влаги углубления свечных отверстий надо заполнись маслом, применяемым для двигателя.
Для предохранения приборов системы питания от смолистых отложений, выпадающих из бензина, снимают карбюратор, сливают из него бензин, продувают сжатым воздухом и устанавливают на место, затем отсоединяют штуцер бензопровода от крана бензинового бака и удаляют остатки бензина из бензопроводов и насоса, пользуясь рычагом ручной подкачки. Щели в воздушных фильтрах, крышках маслоналивного патрубка и указателя уровня масла заклеивают бумагой, пропитанной смазкой УН.
В качестве защитного покрытия сильно нагревающихся деталей (выпускного трубопровода, глушителя и его трубы) применяется графитная смазка, которую наносят на них тонким слоем. Отверстие трубы глушителя плотно закрывают деревянной пробкой или заклеивают промасленной бумагой.
Закончив подготовку автомобильного двигателя для предохранения от влаги и пыли его покрывают (под капотом) промасленной бумагой или непромокаемой тканью.
Бензиновые баки снимают, вывертывают кран с питательной трубкой и вынимают датчик указателя уровня бензина. Коробку реостата датчика очищают и окрашивают, контактный винт зачищают. Далее бак промывают в течение 8 — 20 минут водой, нагретой почти до 100° С, меняя ее при промывке два-три раза. Для промывки можно также пользоваться паром низкого давления или растворителями (уайт-спирит и др.). Перед установкой на место промытый бак надо просушить.
При хранении автомобилей с баками, не заполненными бензином, подготовка бака к консервации заключается в промывке его горячим обезвоженным маслом и герметизации. Заглушив отверстие под датчик указателя уровня бензина, в бак заливают 10 — 15 л масла, нагретого до 105°С, после чего бак поворачивают, устанавливая его поочередно на все его стенки по три-четыре раза. При этом все стенки бака должны быть равномерно покрыты маслом и сливаемое масло должно иметь температуру 60 — 70°С.
Далее щель между горловиной бака и крышкой заклеивается бумажной лентой, промазанной лаком или нитрокраской.
Аккумуляторные батареи проверяют и заряжают на зарядной станции. При низкой температуре аккумуляторные батареи снимают с машины и хранят в теплых помещениях. Летом в районах с жаркм климатом батареи хранят в прохладных помещениях.
Для подготовки генератора к длительному хранению его снимают с двигателя, смазывают подшипники и герметизируют корпус (с помощью бумажных оклеек, которые покрывают 3 — 4 слоями автомобильной нитроэмали). Генератор, подготовленный к консервации, устанавливают на двигатель. Рабочие поверхности шкивов генератора, вентилятора и компрессора окрашивают нитрокраской, ремни устанавливают без натяга.
Для герметизации распределителя сопряжение его корпуса с крышкой и вентиляционные отверстия в крышке распределителя заклеивают бумажной лентой, покрытой лаком или нитрокраской.
Рефлекторы фар очищают и поврежденные прокладки заменяют (фары с герметизированными оптическими элементами не вскрываются). Стекла фар снаружи обертывают бумагой, приклеивая ее к корпусу фары или к крылу автомобиля, после чего бумагу окрашивают светлой нитрокраской. Для герметизации фары место сопряжения корпуса фары с ободком оклеивают бумажной лентой, а на фары, расположенные в крыльях, накладывают второй слой бумаги, перекрывающий на 10 — 15 мм края нижней оклейки.
Рычаги коробки передач и раздаточной коробки ставят в нейтральное положение, ручной тормоз опускают. Педали сцепления и ножного тормоза очищают и окрашивают.
Шарниры рулевых тяг смазывают смазкой УС и обертывают их и карданные шарниры промасленной бумагой.
Сняв тормозные барабаны, проверяют состояние тормозных колодок и пружин, промывают в керосине тормозные накладки, подшипники ступиц колес и ступицы. Ступицы заполняют свежей смазкой. Рессоры очищают и смазывают. Резьбовые соединения тяг ручного и ножного тормозов и сцепления автомобиля, шарнирные соединения застежек капота, петли и замки дверей кабины смазывают смазкой УН.
Автомобильные шины демонтируют и проверяют их состояние, перед монтажом шин диски колес очищают и окрашивают.
Неокрашиваемые поверхности деталей лебедки смазывают отработанным маслом, а трос — графитной смазкой.
Для защиты от солнечных лучей покрышки закрывают чехлами или матами, лобовые стекла кабин автомобилей — картоном или фанерными щитами, окрашенными светлой краской, обод и спицы рулевого колеса обертывают бумагой или светлой матерчатой лентой, а резиновые щетки стеклоочистителей хранят в кабине.
Инструмент и принадлежности очищают, смазывают и обертывают бумагой или материей, пропитанной смазкой УС.
После выполнения всех работ капот двигателя, двери кабины, топливные баки и инструментальные ящики пломбируют.
На стоянках автомобили устанавливают на козелки, чтобы колеса были подняты от земли на 8 — 10 см, а рессоры разгружают (для этого между ними и рамой устанавливают деревянные распорки).
Техническое обслуживание машин, находящихся в консервации, необходимо проводить по плану. В объем работ входит уборка места стоянки, наружная очистка машин от пыли или влаги, проверка укомплектованности и сохранности агрегатов и механизмов.
Аккумуляторные батареи подзаряжают и один раз в три месяца подвергают контрольно-тренировочному циклу.
Два раза в год — осенью и весной — необходимо заменять масло в двигателе и других агрегатах в соответствии с сезоном эксплуатации.
Для восстановления масляной пленки на стенках цилиндров в них заливают масло, как описывалось выше. Чтобы шестерни и другие детали заняли новое положение, проворачивают ведущие и ведомые колеса и рулевое колесо, причем при проворачивании ведущих колес включают первую передачу и выключают сцепление. Удаляют старую смазку из шарниров рулевых тяг и смазывают все точки смазки. Проверяют действие рычагов и педалей ручного и ножного тормозов, сцепления, механизмов управления, заслонками карбюратора и переключателей освещения. Проверяют уровень жидкости в резервуаре главного тормозного цилиндра.
При сезонной зарядке аккумуляторных батарей плотность электролита доводят до величины, соответствующей периоду эксплуатации.
После года непрерывной консервации автомобиля дополнительно требуется запустить двигатель и прослушать его работу на различных оборотах коленчатого вала, проверить работу всех контрольно-измерительных приборов и агрегатов.
Не менее половины автомобилей, находящихся в консервации, подвергают проверке контрольным пробегом, протяженностью до 10 км.
При необходимости хранить автомобили с заправленными баками, бензин в них заменяется один раз в месяц в районах с жарким климатом в весенне-летний период и один раз в 3 месяца в осенне-зимний период, в районах с умеренным климатом — соответственно один раз в 3 месяца и один раз в 6 месяцев; в районах с холодным климатом независимо от времени года — один раз в б месяцев.
Руководящие должностные лица должны систематически проверять содержание машин в консервации.
Если обнаруживаются одинаковые дефекты у нескольких машин, то необходимо проверять состояние агрегатов всех машин, содержащихся в консервации.
При снятии машин с консервации удаляют герметизирующие пробки и оклейки,, очищают наружные детали от консервирующей смазки, подключают аккумуляторную батарею, сливают отстой воды из картеров двигателя, агрегатов силовой передачи и топливных баков, проверяют уровень масла. При необходимости масло доливают. Топливо заливают в баки только в случае хранения машин с незаправленной системой питания. Дозаправляют топливом только на бензозаправочном пункте.
Перед запуском двигателя из углублений свечных отверстий удаляют масло, свечи вывертывают. Для удаления избыточного масла из цилиндра резко провертывают коленчатый вал на 15-20 оборотов. Перед постановкой свечей на место электроды промывают бензином.
Для предохранения шин задних колес от забрызгивания маслом, выбрасываемым из глушителя в начале работы двигателя, у выходного отверстия трубы глушителя устанавливают лист железа или фанеры.
Затем осматривают машину в объеме контрольного осмотра перед выходом и во время контрольного пробега тщательно проверяют работу всех агрегатов и механизмов. Обнаруженные неисправности следует немедленно устранить.
Этапы консервации оборудования для длительного хранения
Длительное хранение техники, станков и оборудования связано с воздействием на него ряда факторов, способных привести к потере функциональности, снижению стоимости и, как следствие — к высоким затратам на восстановление или финансовым потерям. Консервация оборудования для перевода в состояние хранения — комплексная задача, для решения которой необходима разработка проекта, включающего план мероприятий, список и смету, в которую включаются операции, упаковочные и защитные материалы.
Цели и задачи консервации оборудования
Все действия, направленные на обеспечение сохранности машин, механизмов и станков, можно разделить на несколько категорий и соответственно применить к ним определенный порядок выполнения по этапам. Основные задачи, которые при этом должны быть учтены и запланированы к решению:
- демонтаж оборудования или отдельных частей для обеспечения компактности, создания удобной компоновки для последующей упаковки и размещения;
- подготовка материалов, создание базы для упаковки и организации защиты от внешних факторов;
- упаковка, размещение станков, машин и другой техники в условиях, которые обеспечат максимальную сохранность при длительном простое и минимальном количестве осмотров;
- осмотр, установление готовности к хранению, периодические ревизии состояния упаковки и средств защиты, состояния находящихся на хранении ТМЦ.
В ходе каждого из этапов решаются менее масштабные, но необходимые задачи, связанные с реализацией основного плана. Разработка проекта учитывает комплекс факторов, воздействующих на сложные промышленные системы, производственные линии и станки.
Факторы воздействия на станки и механизмы во время хранения
Факторы, способные изменить состояние оборудования во время хранения — это внешние воздействия и реакции на них, возникающие у металлов, пластиков и других материалов, входящих в состав техники. К числу внешних воздействий относят климатические, человеческие и техногенные. Внутренние — появление плесени и конденсата, взаимодействие материалов, испарения и прочие явления, связанные с пребыванием оборудования в закрытом пространстве.
Для минимизации таких воздействий на этапе разработки проекта необходимо определить, какого типа размещение будет оптимальным по условиям. Можно рассмотреть варианты с размещением оборудования на открытых площадках, в помещениях с отоплением и без него, в неиспользуемых цехах, где имеется возможность создать условия для снижения влажности и уменьшения перепадов температур, на собственных и сторонних складских комплексах. Консервация непосредственно на месте используется в тех случаях, когда габариты и вес техники не позволяют переместить ее без потерь или серьезных организационных и технических мероприятий.
Средства защиты оборудования при хранении
Существует несколько способов создания препятствий для внешних и внутренних воздействий на оборудование во время длительного хранения. На этапе непосредственной подготовки к консервации используется:
- упаковка, защищающая технику от попадания влаги и снега, частично компенсирующая перепады температур;
- активные вещества — силикагель КСМГ для поглощения влаги из воздуха под упаковкой;
- ингибиторы — вещества, препятствующие распространению грибковых заражений и колоний плесени;
- средства, предусмотренные техническими регламентами и производителями оборудования — защитные смазки, консервационные смеси и покрытия, красители.
Сочетание этих способов с правильным выбором площадки и помещения для хранения позволяет добиться максимальной сохранности техники и предотвратить изменение критически важных характеристик.
Упаковка и перевод в режим длительного хранения
Упаковка — ответственный и сложный этап подготовки техники и оборудования к длительному хранению. Выбор упаковки определяет успешность всего комплекса мероприятий, поскольку именно сочетание материалов и методов их применения позволяет получить максимальный эффект защиты.
Как правило в процессе подготовки к упаковке выполняется демонтаж отдельных частей и компонентов, требующих создания особых условий хранения. Снятые части — электронные компоненты и платы, отдельные узлы и уязвимые компоненты размещаются в деревянных ящиках и перемещаются на склады. Каркасы, корпуса и не подлежащие разборке машины и станки упаковывают с помощью крафт-бумаги, барьерных пленок, вакуумной упаковки и термоусадочных материалов. Вид материала и метод его применения подбираются в каждом конкретном случае с учетом специфики конструкции и необходимости в определенном типе защиты.
При разработке проекта упаковки и мер по защите механизмов необходимо создать условия для ревизий, периодического обновления внутренних компонентов защиты, изменения режима хранения при смене сезона и связанных с ним факторов. Для этого в упаковке организуются ревизионные окна и люки, в помещениях организуются проходы с тамбурами для защиты от проникновения холода и пыли.
При использовании термоусадочных пленок можно добиться высокого уровня защиты и создать систему ревизионных окон с герметичными вставками. При необходимости на зданиях неиспользуемых цехов, отведенных для целей хранения техники, можно создать временные водонепроницаемые кровли, перекрыть оконные проемы щитами.
После проведения всех этапов консервации следует обследовать зону хранения, осмотреть упаковку, убедиться в ее непроницаемости, оценить достигнутый уровень защиты и разработать план ревизий и обслуживания техники на хранении.