- Что может и не может ELM327 — недорогой сканер для диагностики авто
- Что может ELM327
- Чего не может ELM327
- Автосканер ELM327 – описание, обзор моделей и инструкция
- ELM327 автосканеры для диагностики авто
- 1. Возможности ELM327 автосканера
- Возможности чипа ELM327:
- 2. Виды ELM327 сканеров
- Диагностические адаптеры ELM327
Что может и не может ELM327 — недорогой сканер для диагностики авто
ELM327 – известный микроконтроллер, предназначенный для работы с бортовой электроникой автомобилей. Он преобразовывает сигналы шины CAN, используемой на транспорте, в сигналы протокола RS-232, распространенного в компьютерной технике. Этот микроконтроллер используется для компьютерной диагностики авто.
Больше об интересных девайсах читайте на hype.ru
Устройства на базе ELM327 выпускаются в разных форматах и поддерживают разные интерфейсы. Первые диагностические адаптеры подключались к порту OBD автомобиля, а с компьютером соединялись кабелем RS-232, через COM-порт. Сейчас на рынке представлено много модулей диагностики на ELM327, подключаемых по USB, Bluetooth или Wi-Fi. Это позволяет использовать их не только совместно с ПК, оснащенным COM-портом, но и со смартфоном или планшетом.
Что может ELM327
Возможности ELM327 весьма широки, доступность тех или иных функций зависит от диагностического ПО, используемого совместно с адаптером. Вот список возможностей диагностического плана и показателей, которые умеет считывать ELM327:
- Чтение диагностических кодов ошибок (как стандартных, так и характерных для отдельных производителей), расшифровка их значений.
- Очистка кодов неисправностей и отключение тревожных индикаторов (таких как лампочка «Check engine»).
- Отображение текущих данных бортовых датчиков автомобиля.
- Показ количества оборотов двигателя.
- Показ расчетной нагрузки на двигатель (CLV). Как правило, считается исходя из данных ДМРВ.
- Мониторинг температуры охлаждающей жидкости.
- Оценка состояния топливной системы авто.
- Измерение скорости автомобиля. Может быть неточной, например, при использовании колес большего диаметра, чем штатные.
- Отображение показателей топливной коррекции (управления обогащением ТВС), Short Term и Long Term.
- Измерение давления во впускном коллекторе.
- Отслеживание угла опережения зажигания.
- Измерение температуры воздуха на впуске.
- Чтение показателей ДМРВ, отображение текущего расхода воздуха.
- Отслеживание абсолютного положения дроссельной заслонки инжектора.
- Чтение показателей датчика кислорода в выпуске, выявление проблем с топливной коррекцией.
- Измерение давления в системе подачи топлива.
Отслеживая эти параметры, можно выявлять неисправности автомобиля, а после устранения – очищать коды ошибок, чтобы больше не беспокоили.
Помимо диагностики, на некоторых автомобилях, например, Ford Focus 2 или Kuga, возможно включение/отключение различных опций и систем, привязывать новые компоненты, замененные ключи. С помощью специального софта можно также перепрошить ЭБУ через ELM327, сделать чип-тюнинг. Но такие опции – скорее исключение, на большинстве машин они недоступны.
Чего не может ELM327
ELM327 – диагностический микроконтроллер, поэтому и главные возможности его сводятся к диагностике авто. Прибор лишь считывает коды ошибок, но не умеет указывать на конкретную неисправность. Этим уже занимается программное обеспечение, от которого зависят полные возможности ELM327, но и оно рассчитано на профессионалов (или, как минимум, людей, разбирающихся в теме).
ELM327 не может считать все коды и на основе их анализа выдать готовый отчет, указывающий на конкретные неисправности. Поэтому не стоит думать, что купив недорогой Bluetooth-адаптер для OBD, вы сможете с помощью смартфона узнать, какие именно детали нужно заменить. Для этого нужно самому выяснять, о каких неисправностях свидетельствует та или иная ошибка, в чем могут быть корни проблемы, а не ее симптомы.
Прошивать и чиповать «мозги» автомобиля с ELM327 тоже не выйдет. Такая опция доступна лишь на некоторых авто, в качестве исключения. Да и диагностические возможности недорогих приборов могут оказаться уже, чем перечисленные выше. Ведь большинство бюджетных адаптеров построены не на оригинальном чипе ELM327 производства ELM Electronics, а на его китайских клонах и аналогах .
Копии оригинального чипа часто повторяют его функциональность не в полной мере, имеют более скромный потенциал. Нередки ситуации, когда дешевый адаптер вообще не видит авто. Также помните, что при каких-то серьезных вмешательствах в бортовую электронику, с помощью копии ELM327, возможны неожиданные последствия. Так, бывали случаи, когда при попытке прошить Ford адаптер стирал память ЭБУ, а вот залить новую прошивку туда – не смог.
Автосканер ELM327 – описание, обзор моделей и инструкция
ELM327 автосканеры для диагностики авто
Обзоры 7 комментариев 19 мая 2018 Просмотров: 11890 Рейтинг:
Время прочтения
Сложность материала:
Для новичков — 2 из 5
Современное транспортное средство сильно отличается от предшественников, для ремонта которых требовалось просто залезть под капот. Для диагностики автомобиля чаще применяют специализированное оборудование – сканеры, мульти-тестеры, одометры, мотортестеры и т.д. Главная причина — автомобильные компоненты и узлы оснащаются электроникой, датчиками, микросхемами, чипами, блоками управления.
Для автодиагностики и контроля состояния всей электроники, применяют специальный автомобильный сканер, посредством которого можно следить за состоянием электронных компонентов комплексно, в том числе проверять на ошибки.
Один из популярных приборов для автодиагностики среди автомобилистов на данный момент является автосканер Elm327 Bluetooth. Это портативное устройство, которое будет полезно в бардачке каждого автолюбителя. Главная задача прибора — распознавание ошибок в работе авто и их исправление (удаление), а так же считывание показателей с датчиков и ЭБУ.
Адаптер ЕLM327 Bluetooth сопрягается вашим автомобилем через интерфейс (разъем) OBD-II, который в свою очередь с помощью специализированных протоколов связи, считывает данные с бортового компьютера авто (ЭБУ) и передает их в расшифрованном виде на внешнее устройство — смартфон или ноутбук. Затем программное обеспечение, установленное на устройство, преобразует полученные значения в числовые данные и предоставляет их на дисплее в виде графиков, таблиц, численных значений с единицами измерения.
Так же данный адаптер в совокупности с программным обеспечением позволяет наблюдать в режиме реального времени за состоянием датчиков и ЭБУ транспортного средства.
1. Возможности ELM327 автосканера
Все протоколы OBD-II полностью поддерживаются автосканером ELM327. В этом его выигрышная сторона: так как один адаптер подходит для многих марок авто, требуется только подобрать приложение / программу и правильно осуществить подключение сканера.
Возможности автосканера ELM327 прямо пропорционально зависят от того, какое установлено программное обеспечение.
Основные задачи, которые можно выполнить с помощью этого устройства:
- Отследить показатели, установленных на транспортном средстве датчиков;
- Выявить неполадки в работе датчиков, проверить корректность их показателей;
- Отслеживание и сканирование кодов ошибок с расшифровкой каждого кода;
- Считывание показаний реальном времени.
Возможности чипа ELM327:
• Считывание ошибок, дешифровка;
• Устранение неполадок работы транспортного средства;
• Сканирование параметров в реальном времени:
• Количество оборотов двигателя;
• Процент нагрузки на двигатель;
• Температура жидкостей;
• Подача топлива;
• Скорость, с которой движется автомобиль;
• Затраты топлива;
• Точное давление воздуха;
• Фаза зажигания;
• Температура воздуха на входе и на выходе;
• Количество воздуха, которое попадает в двигатель;
• Расположение дроссельной заслонки;
• Датчик остаточного кислорода;
• Давление в топливной системе;
• Проверка тормозов, АБС, КПП, АКПП (для некоторых моделей);
• Построение графиков;
• Чтение идентификационного номера транспортного средства (VIN номера);
• Время необходимое на разгон до 100 км/ч.
• Другие незначительные функции.
С помощью автосканера ELM327 можно отследить и исправить неисправности на начальной стадии, а значит таким образом предотвратить серьезные поломки.
2. Виды ELM327 сканеров
Особенность сканера OBD-II в том, что он налаживает связь с машинами, которые поддерживают его спецификации. Марка машины и протокол связи здесь роли не играют. Вид подключения также не имеет значения, но существуют некоторые особенности.
В зависимости вида подключение сканера к устройству, на которое выводится информация, автосканеры имеют такие версии:
Диагностические адаптеры ELM327
Микросхема ELM 327, преобразующая протоколы OBD-II систем автомобилей в протокол RS-232 для связи с компьютером, была предложена в 2005 году канадской компанией Elmelectronics, которая является производителем ELM327 и в настоящий момент.
Она представляет собой интегральную схему на основе 8-битного контроллера Microchip PIC18F2480 с оригинальной прошивкой компании ELM. К слову, «327» — обозначение наиболее универсальной версии в семействе схем «32x», поддерживающей максимальное количество протоколов — SAE J1850-PWM/VPW, ISO 9141-2 (K-Line), ISO 14230-4 (KWP), ISO 15765-4 (CAN), SAE J2411, SAE J1939. Стоимость только оригинального канадского чипа на сегодняшний день составляет $15-20, стоимость «чистого» контроллера — от $2.
Рынок мгновенно оценил перспективность данного решения, и уже к 2007-му появились первые, в той или иной степени работоспособные, клоны ELM327 от китайских производителей. В 2010-м скопированная ими прошивка актуальной на тот момент оригинальной версии v1.4b получила обозначение v1.5 (у Elmelectronics такой версии не существовало). Именно удачные полнофункциональные клоны этого поколения сделали «ELM327» синонимом массового диагностического адаптера, доступного по цене и надежного в работе. В том же году Microchip предложил новую, чуть более совершенную и притом дешевую альтернативу исходному чипу — контроллер PIC18F25K80, который по сей день остается основой для «правильных» адаптеров v1.5 (оригинальные канадские схемы по-прежнему используют -2480).
К сожалению, ближе к середине 2010-х некоторые китайские производители решили заняться созданием адаптеров «по мотивам» ЕЛМ 327 на другой элементной базе. Причем используя как сомнительные решения (например, на Beken BK3231Q или бескорпусных STM), так и даже более совершенные по сравнению с оригиналом (на STM8/32). Новые контроллеры требовали модификации прошивок, так что уже непосредственно в Китае была создана «оптимизированная» универсальная версия v2.1 (не имеющая отношения к одноименному канадскому продукту).
Главным недостатком большинства таких адаптеров стали урезанный функционал и потеря универсальности, что вызывает проблемы при диагностике через elm327, а также наблюдается одна из последних тенденций, что елм 327 не подключается. Как правило, в таких адаптерах на физическом уровне отсутствует поддержка протокола J1850, как минимум ухудшена работа по протоколам ISO 14230 и ISO 9141, не говоря уж об оригинальных протоколах автопроизводителей. Из-за неадекватной обработки стандартных команд возникают ошибки при связи с модулями, так что гарантируется только соединение с блоком управления двигателем. Может отсутствовать обработка команд для индивидуального программирования параметров адаптера. Многие такие адаптеры не подходят для работы с автомобилями выпуска начала 2000-х и не могут взаимодействовать со специализированными диагностическими программами. В то же время, на современных автомобилях при соединении по CAN и диагностике по стандартным OBD2 протоколам, они показывают себя вполне адекватно, но даже при этом китайские поставщики настоятельно рекомендуют использовать с ними только наиболее популярные универсальные программы.
В некоторых случаях возможностей как полноценной версии v 2.1, так и различных промежуточных решений, достаточно для просмотра основных параметров и сброса ошибок. Существуют и немногочисленные «правильные» v2.1, которые поддерживают связь по CAN и K-line, работу со сторонними программами и прочие нужные опции. Однако заведомо полноценной, полнофункциональной и универсальной остается версия v 1.5. Необходимым (но не всегда достаточным) условием ее наличия является исполнение адаптера на базе оригинального контроллера Microchip PIC18F25K80.
При связи с компьютером адаптер сообщает свою версию прошивки, но из-за массовых нареканий пользователей, производители стали маскировать «неудачные» версии, подменяя отклик при опросе. Кроме того, появилась масса адаптеров с некими самодельными прошивками, которые не соответствуют полностью ни одной из основных версий и не поддерживают некоторые стандартные AT-команды даже ранних ELM327. Быстро и наглядно проверить конкретный адаптер можно, например, с помощью популярнейшего приложения ELM Identifier. Программа MotorData OBD при подключении к адаптеру также определяет его реальную версию по прохождению или непрохождению характерных команд.
Но почему казалось бы давно проверенные решения начали давать сбои? Об этом расскажет Александр Лазарев, эксперт и разработчик программного обеспечения для автомобильной диагностики:
«Периферия CAN большинства китайских клонов является очень ущербной. Команды настройки модуля относятся к командам дальнего звена и не поддерживаются дешёвыми аналогами оригинального чипа. Как следствие, возможности приёма-передачи на таких устройствах резко ограничены. Такие адаптеры уже сейчас не могут тянуть постоянно расширяемые возможности оригинальных протоколов автопроизводителей, вектор развития которых смещается от последовательного опроса параметров (polling) к табличному (одним запросом все параметры). Таким образом скорость опроса возрастает в десятки раз. Необходимым условием для этого, естественно, является возможность трансляции больших массивов данных. В то же время, при последовательном опросе по стандартным OBD2 протоколам они показывают себя вполне адекватно. Но из-за приёмного буфера, размер которого варьируется на разных прошивках, могут наблюдаться такие аномалии, как не до конца считанный VIN-номер или неполный перечень кодов неисправностей.
Отдельно нужно остановиться на шумах. Сами по себе помехи при обмене не страшны, если они идут в начале или в конце и не нарушают целостность сообщения. Диагностические приложения могут и должны их отсекать. Другой эффект имеют помехи внутри сообщений, которые также являются непременным атрибутом дешёвой китайской копии адаптера. Вот здесь уже достоверность выводимых данных ставится под вопрос. Формула проста – чем дешевле адаптер, тем сильнее он фонит. К слову сказать, такой же эффект имеют ошибки кадра UART-приёмника, которые характерны для протоколов группы K-Line (ISO 9141 и ISO 14230). Следующие байты наплывают на предыдущие, съедая середину сообщения. Как будет обработана такая ошибка, зависит от приложения. Но если следующий байт целиком наехал на предыдущий, то восстановить целостность даже частично уже не получится. Сообщение целиком переходит в разряд недостоверных. Многие, наверное, замечали, что адаптер начинает сбоить с нагревом, после 10-15 минут работы. Либо «чихает», либо не возвращает данные, либо вообще прекращает обмен. Всё это происходит из-за ошибок в прошивках. Аппаратные модули микроконтроллеров прекращают работать, пока не будет сброшен флаг ошибки в их командном регистре.
Вообще, за последнее время количество ошибок выросло и тенденция к этому сохраняется. Характер ошибок стал откровенно бессовестным. Осциллограммы показывают, что и тайминги выставляются не по протоколу, благодаря чему процесс пробуждения блоков управления тоже превратился в лотерею. К одному автомобилю есть подключение, к другому нет. Протоколы одинаковые, адаптер один и тот же. Бывает так, что подключение к другому автомобилю с другим протоколом может «подвесить» адаптер, как говорится, до лучших времён. Дали другу подключиться — и назад получили неисправную коробочку. Здесь дело вот в чём. Настройки последнего выбранного протокола сохраняются в энергонезависимой памяти. Смена протокола проходит по следующему алгоритму: если индекс нового протокола выше предыдущего, то настройки в памяти меняются и новый протокол включается правильно, если же индекс предыдущего выше или равен индексу нового, то происходит какая-то накладка. Протокол переключается, но не работает. Команда ATZ при этом не сбрасывает устройство к «заводским» настройкам. Её запрограммировали на правильный ответ, но забыли запрограммировать на сброс. Возникает вопрос – какова вероятность того, что все команды, выдерживающие проверку в приложении ELM Identifier, выполняют возложенные на них функции?»
Компания Легион-Автодата занимались продвижением диагностических адаптеров еще с начала 2010-х, однако в определенный момент эту работу пришлось приостановить — именно из-за нестабильного качества продукции подрядчиков, которые массово занялись экспериментами с контроллерами и прошивками. Сейчас появилась возможность наладить работу с надежными китайскими партнерами на более высоком уровне, добиваясь стабильного качества и требуемых характеристик продукции, и не забывая о контроле.
Казалось бы, на местном рынке сегодня достаточно предложений диагностических адаптеров самой разной цены и качества, не говоря уже о возможности заказа в китайских интернет-магазинах. Так в чем же преимущества наших предложений?
• Гарантия. За последние годы заказ адаптеров из Китая превратился в настоящую лотерею, даже крупнейшие проверенные площадки вместо заявленных в описании v1.5 на PIC18F присылают поделки с другими чипами и сомнительными прошивками.
Мы изначально оговариваем с партнерами характеристики товара, а затем лично проверяем все вновь поступающие партии (как минимум, через приложение ELM Identifier), после чего можем гарантировать полное соответствие предлагаемых адаптеров елм327 прошивкой именно v1.5. Кроме того, мы выборочно вскрываем некоторые адаптеры для проверки их электронной начинки (наличия правильного чипа).
• Сроки. По нашему опыту, доставка адаптера из Китая регистрируемым почтовым отправлением сейчас занимает почти месяц, значительная часть которого приходится на первичную обработку, экспорт-импорт и таможенные процедуры. С определенной вероятностью к ним можно добавить еще неделю на спор с продавцом, и второй месяц ожидания другого адаптера elm 327 более правильной версии, с попутным освоением множества новых устойчивых понятий вроде «фейковый трек», «60 дней экспорт — норма», «хоргос», «ростовская сортировка» и т.п.
Наши адаптеры можно получить со склада в столичном регионе в течение суток. При отправке по стране сроки зависят только от работы Почты России, однако можно рассчитывать на получение посылки в течение одной-двух недель.
• Качество. Плотно интересующиеся темой диагностических адаптеров даже по фотографиям могли заметить, что мы отдали предпочтение брендовой продукции более высокого уровня по сравнению с распространенными и бюджетными noname-вариантами — чтобы добиться стабильного качества. Кроме того, Легион-Автодата является разработчиком программного обеспечения для диагностики автомобилей именно с помощью ELM327 адаптеров, поэтому мы как никто заинтересованы в том, чтобы предлагаемые приборы обладали полным функционалом и поддерживали работу с различными программами и диагностическими приложениями.
• Поддержка. Легион-Автодата работает в сфере обслуживания и ремонта автомобилей более двух десятилетий, более десяти лет занимается программным обеспечением для диагностики, по меньшей мере, пять лет работает с ЕЛМ327 адаптерами. Нам известны основные тенденции рынка, возможные проблемы, ожидания и пожелания пользователей. Мы не просто продаем товар нашим клиентам, но и можем дать профессиональные ответы на вопросы по его применению.
Поскольку клиентам были интересны также и Wi-Fi адаптеры компактного размера, мы добавили еще две позиции. Однако обращаем внимание, что эти приборы построены на базе другого чипа — STMicroelectronics STM32F042K6T6 ARM-архитектуры, имеют собственную прошивку и логику обработки команд, поэтому в приложении ELM Identifier определяются по-своему. Мы проверили работоспособность этих адаптеров при соединении по протоколу ISO 15765 (CAN) и диагностике по стандартным протоколам OBD.
В завершение — несколько замечаний на тему, какой адаптер elm327 лучше выбрать в конкретном случае.
— Версии с Bluetooth подходят для работы с абсолютным большинством Android-устройств и Windows-ноутбуками с BT модулем.
— Версии с Wi-Fi более универсальны, позволяя использовать адаптер с устройствами на iOS (iPad, iPhone) и с некоторыми компьютерами/планшетами, не имеющими BT модуля.
— Разнообразие сторонних диагностических приложений под версии BT может быть немного больше, однако все топовые программы предусматривают работу любым из этих способов.
— Быстродействие в данном случае определяется в первую очередь скоростью обмена данными между адаптером и блоком управления автомобиля, которая заведомо ниже скорости беспроводных соединений.
— В некоторых случаях может иметь значение большая дальность работы Wi-Fi соединения.
— В большинстве устройств при соединении по Wi-Fi по умолчанию отключается мобильный доступ к сети Интернет.
Выбор размера (форм-фактора) адаптера зависит главным образом от особенностей расположения диагностического разъема в конкретном автомобиле, в то время как функционал приборов одинаков. Форма адаптера должна обеспечивать его удобное подключение и удобное снятие, адаптер не должен мешать водителю при движении. Так, для утопленных разъемов лучше подходит «высокий» ELM327 адаптер, а для выступающих под приборную панель в зоне ног водителя — самый компактный Wi-Fi или Bluetooth Mini.
Надеемся, что информация данной статьи поможет автовладельцу выбрать лучший elm327 и поставить точку в вопросе, какой elm327 приобрести. Как подключить elm327, можно узнать, скачав с нашего сайта инструкцию на русском языке