- Пропорция масла и бензина для двухтактного бензинового двигателя
- Работа двухтактного бензинового двигателя внутреннего сгорания
- Пропорции в приготовлении смеси бензина и масла
- Бензин и масло для двухтактных ДВС
- Количество бензина и масла в смесях
- Таблица: Количество бензина и моторного масла для приготовления топливной смеси
- Как готовить топливную смесь
Пропорция масла и бензина для двухтактного бензинового двигателя
У многих дачников и сельских жителей имеются инструменты с бензиновыми двигателями. Для получения высокой удельной мощности (количество л.с. с 1 кг массы устройства) от силовой установки используют двухтактные ДВС. Все такты совершаются за один рабочий ход.
Специальной системы смазки, которая обязательно присутствует в четырехтактных двигателях, в упрощенных конструкциях не предусматривается. Поэтому топливная смесь (ТС) состоит не только из горючей части, нужна и смазывающая составляющая.
У пользователей иногда возникают вопросы, как правильно готовить ТС для имеющихся устройств. Для отдельных ДВС производители указывают разные соотношения между бензином и маслом. Производители масел в последние годы начали выпуск не только минеральных масел, в торговой сети можно встретить полусинтетические и синтетические масла для двухтактных двигателей. Возникает вопрос: «Каким моторным маслам отдать предпочтение?»
Работа двухтактного бензинового двигателя внутреннего сгорания
Работа в двухтактных ДВС происходит по следующей последовательности:
Первый такт. При его совершении поршень перемещается от нижней мертвой точки (НМТ) к верхнему мертвому положению (ВМП).
- В области расположения кривошипного механизма создается разряжение.
- Из карбюратора бензо-воздушная при открытии впускного окна (оно обычно перекрыто поршнем) поступает в пространство.
- Часть остаётся внутри и создает смазывающую пленку на поверхности трущихся деталей.
- После того момента, как закроется продувочное отверстие, начинается сжатие горючей смеси.
- Не доходя до ВМП, происходит подача электроэнергии на свечу зажигания. Происходит воспламенение сжатой смеси.
Второй такт. Здесь совершаются рабочий ход, выпуск отработавших продуктов горения и продувка цилиндров.
- При воспламенении бензо-воздушной смеси она горит. Горение сопровождается повышением давления. Оно увеличивается до 25…30 бар.
- Поршень испытывает повышенное давление и движется вниз, к НМТ. Совершается рабочих ход.
- Сила давления газов передается кривошипному механизму. Вращается коленчатый вал двигателя. Крутящий момент передается рабочим элементам инструмента или коробке передач.
- Двигаясь дальше, поршень открывает окно продувки. Продукты горения покидают цилиндр и направляются в выпускную систему (глушитель).
- Продувка осуществляется до полного закрытия продувочного и впускного окон.
За один оборот коленчатого вала у двигателей подобного типа совершается полный цикл работы. Удельная мощность в подобных процессах на 50…75 % выше, чем может быть получена в четырехтактном процессе.
На практике встречаются не только одноцилиндровые двигатели, для мототехники создают двухцилиндровые ДВС. Для автомобилей создаются моторы, в которых применяют и большее количество цилиндров.
Экономичность подобных ДВС ниже, чем у энергосиловых установок, работающих в четырехтактном исполнении. Объясняется просто, продувка и наполнение цилиндров горючей смесью в более сложных конструкциях гораздо выше.
Следует отметить важное. Смазка осуществляется при прохождении смеси через кривошипную камеру. Если масла в составе окажется мало, то возможен контакт трения без масляной пленки. Такое явление приведет к задирам и поломке двигателя.
Если же масла окажется больше требуемой нормы, то в процессе горения будет гореть и оно. Процесс горения будет растянут во времени. Догорание произойдет на выхлопе, что приведет к перегреву ДВС. Выхлоп будет шумным и дымным.
Пропорции в приготовлении смеси бензина и масла
В инструкциях по эксплуатации двухтактных двигателей можно прочитать о том, в какой пропорции следует смешивать компоненты топливной смеси (ТС).
- Для мотоциклов, имеющих мощность свыше 10 л.с., рекомендуется готовить ТС, в которой масло будет составлять 1 : 20 часть. При этом отмечается, что в период обкатки мотора пропорция должна быть более насыщенной, и составлять 1 : 15.
- Для небольших двигателей мотоблоков пропорции иные. Обкатку рекомендуют производить, создавая смесь в пропорции 1 : 20. В дальнейшем эксплуатируют ДВС, поддерживая ТС 1 : 30 (35).
- Бензопилы эксплуатируют при других соотношениях масла и бензина – 1 : 40 (обкатка); 1 : 50 (последующая эксплуатация).
- Для небольших триммеров и бензиновых кос требуется гораздо меньшее количество моторного масла. Здесь рекомендуется постоянная пропорция 1 : 50.
Бензин и масло для двухтактных ДВС
Современные двигатели эксплуатируются при высоких значениях степени сжатия. Под степенью сжатия подразумевают отношение полного объема в цилиндре к объему сжатия при нахождении поршня в ВМП. Конструкторы задают эту величину 10…11. Реально из-за перетечек газа в процессе сжатия получается несколько меньше (8…9).
Для столь высоких значений степени сжатия нужны бензины с высоким октановым числом, которое составляет более 90. В рекомендациях производителей ДВС можно найти рекомендации по использованию бензина А92 или А95. Поэтому следует придерживаться требованиям. Если будет использовано топливо с низким октановым числом, то будет возникать детонация, которая приведет к быстрому разрушению двигателя.
Информация для пользователей. Детонация – это взрыв. Обычное горение происходит с дозвуковой скоростью распространения давления внутри цилиндра. Оно составляет менее 300 м/с. При детонационном горении скорость нарастания давления достигает 20000…35000 м/с. Нагрузка на поршень и кривошипный механизм настолько велика, что через 15…20 минут работы в подобном режиме двигатель получает поломки, которые невозможно устранить.
Традиционно для небольших моторов рекомендуется использовать минеральные масла. Их получают в результате крекинг-процесса, выполняемого при переработке нефти. Добиваются получения вязкой жидкости, имеющей высокий показатель вязкости, более 20 сантистокс. Чтобы придать дополнительные положительные показатели производят добавки-улучшители – присадки. Они необходимы для:
- предотвращения образования пены. В этом случае масляная пленка будет равномерно покрывать детали при контакте в процессе работы;
- мойки деталей. Моющие присадки помогают постоянно заменять масло в зоне контакта. Тогда не будет происходить пригар;
- противопригарные присадки помогают удалять отработавшее масло при высокой температуре металлических частей.
В последние годы зарубежные производители (ФРГ и Франция) предложили использовать для двухтактных ДВС полусинтетические масла. Их получают в результате сложно переработки природного газа. Эти смазочные жидкости обладают постоянной вязкостью в широком диапазоне температур, что положительно сказывается в процессе эксплуатации. Вязкость сохраняется даже при нагревании металла до 100…150 ⁰С. У минеральных масел показатель снижался в десятки раз.
Полусинтетические масла оказываются устойчивее при нагревании. Моторы при их использовании показывают более высокий моторесурс. В среднем происходит увеличение ресурса на 30…40 %.
В исследованиях, выполненных в Нидерландах (2001…2004 гг.) установлено, что использование полусинтетической смазки допускает некоторое снижение концентрации масла в процессе приготовления ТС. Но эти данные носят рекомендательный характер. Производители ДВС пока не высказались по данному вопросу.
Количество бензина и масла в смесях
Для удобства использования пользователям двухтактных ДВС все рекомендации по созданию пропорций сведены в таблицу.
Таблица: Количество бензина и моторного масла для приготовления топливной смеси
Пропорция | Количество готовой смеси | ||
Готовая смесь, л | Бензин, л | Масло, мл | |
1:15 | 1,0 | 0,933 | 66,7 |
1:15 | 2,0 | 1,867 | 133,3 |
1:15 | 3,0 | 2,800 | 200,0 |
1:15 | 4,0 | 3,733 | 266,7 |
1:15 | 5,0 | 4,667 | 333,3 |
1:15 | 6,0 | 5,600 | 400,0 |
1:15 | 7,0 | 6,533 | 466,7 |
1:15 | 8,0 | 7,467 | 533,3 |
1:15 | 9,0 | 8,400 | 600,0 |
1:15 | 10,0 | 9,333 | 666,7 |
1:15 | 11,0 | 10,267 | 733,3 |
1:15 | 12,0 | 11,200 | 800,0 |
1:15 | 13,0 | 12,133 | 866,7 |
1:15 | 14,0 | 13,067 | 933,3 |
1:15 | 15,0 | 14,000 | 1000,0 |
1:15 | 16,0 | 14,933 | 1066,7 |
1:15 | 17,0 | 15,867 | 1133,3 |
1:15 | 18,0 | 16,800 | 1200,0 |
1:15 | 19,0 | 17,733 | 1266,7 |
1:15 | 20,0 | 18,667 | 1333,3 |
1:20 | 1,0 | 0,950 | 50,0 |
1:20 | 2,0 | 1,900 | 100,0 |
1:20 | 3,0 | 2,850 | 150,0 |
1:20 | 4,0 | 3,800 | 200,0 |
1:20 | 5,0 | 4,750 | 250,0 |
1:20 | 6,0 | 5,700 | 300,0 |
1:20 | 7,0 | 6,650 | 350,0 |
1:20 | 8,0 | 7,600 | 400,0 |
1:20 | 9,0 | 8,550 | 450,0 |
1:20 | 10,0 | 9,500 | 500,0 |
1:20 | 11,0 | 10,450 | 550,0 |
1:20 | 12,0 | 11,400 | 600,0 |
1:20 | 13,0 | 12,350 | 650,0 |
1:20 | 14,0 | 13,300 | 700,0 |
1:20 | 15,0 | 14,250 | 750,0 |
1:20 | 16,0 | 15,200 | 800,0 |
1:20 | 17,0 | 16,150 | 850,0 |
1:20 | 18,0 | 17,100 | 900,0 |
1:20 | 19,0 | 18,050 | 950,0 |
1:20 | 20,0 | 19,000 | 1000,0 |
1:25 | 0,5 | 0,480 | 20,0 |
1:25 | 0,6 | 0,576 | 24,0 |
1:25 | 0,8 | 0,768 | 32,0 |
1:25 | 1,0 | 0,960 | 40,0 |
1:25 | 1,5 | 1,440 | 60,0 |
1:25 | 2,0 | 1,920 | 80,0 |
1:25 | 2,5 | 2,400 | 100,0 |
1:25 | 3,0 | 2,880 | 120,0 |
1:25 | 3,5 | 3,360 | 140,0 |
1:40 | 0,5 | 0,488 | 12,5 |
1:40 | 0,6 | 0,585 | 15,0 |
1:40 | 0,8 | 0,780 | 20,0 |
1:40 | 1,0 | 0,975 | 25,0 |
1:40 | 1,5 | 1,463 | 37,5 |
1:40 | 2,0 | 1,950 | 50,0 |
1:40 | 2,5 | 2,438 | 62,5 |
1:40 | 3,0 | 2,925 | 75,0 |
1:40 | 3,5 | 3,413 | 87,5 |
1:50 | 0,5 | 0,490 | 10,0 |
1:50 | 0,6 | 0,588 | 12,0 |
1:50 | 0,8 | 0,784 | 16,0 |
1:50 | 1,0 | 0,980 | 20,0 |
1:50 | 1,5 | 1,470 | 30,0 |
1:50 | 2,0 | 1,960 | 40,0 |
1:50 | 2,5 | 2,450 | 50,0 |
1:50 | 3,0 | 2,940 | 60,0 |
1:50 | 3,5 | 3,430 | 70,0 |
Как готовить топливную смесь
Для приготовления смеси готовят прозрачную емкость, в которой необходимы отметки:
- количества бензина, л;
- количества моторного масла, мл. Эта метка ставится выше.
- Наливается бензин до необходимой отметки. Используя медицинскую грушу, можно удалить излишки.
- Доливается масло до верхней отметки.
- Закрывается крышка и производится перемешивание смеси.
- Готовая смесь заливается в топливный бак.
- Излишки сливаются в дополнительную банку